Version: 0.1.0

Артист незабываемых ролей: наследие Александра Ширвиндта

Театр Сатиры, в котором пятьдесят лет играл, а потом и руководил, всегда занимал в его жизни центральное место, а роли на экране запомнились миллионам.

15 марта на 90-м году жизни скончался бывший художественный руководитель Московского академического театра сатиры, народный артист РФ Александр Ширвиндт. Знаменитый актер, режиссер и педагог полюбился миллионам зрителям. Какое наследие оставил Ширвиндт – в материале РЕН ТВ.

Больше, чем актер и режиссер

Профессия у него уникальная, он – Ширвиндт. Так о нем говорил Марк Захаров. И действительно, Александр Ширвиндт всегда был больше чем актер, режиссер, педагог и худрук Театра сатиры. Обаятельный и ироничный и на сцене, и на экране, и в жизни, он умел, ни разу не улыбнувшись, заставить публику хохотать до слез. За эту манеру смешить получил самое театральное прозвище – Маска.

Тонкий, особенный юмор Ширвиндта сначала был известен только в профессиональных кругах. По капустникам в Доме актера. Тогда и сложился творческий тандем Ширвиндт – Державин. Настолько яркий и убедительный, что телезрители навсегда поверили: они и в жизни закадычные приятели.

"У меня калейдоскоп молодых гениев"

У него учились Андрей Миронов, Александр Пороховщиков, Наталья Гундарева и еще десятки звезд театра и кино. В знаменитом Щукинском училище он начал преподавать почти со студенческой скамьи. И хотя называл педагогику "вампиризмом чистой воды", не оставлял ее никогда.

"Тут, к сожалению, недавно выяснилось, что после Этуша я самый старый педагог. Я преподаю с пятьдесят седьмого года. Так что у меня такой калейдоскоп молодых гениев. Но все-таки приятно, что даже из тех, с кем я соприкасался, КПД, я думаю, очень значительный", – отмечал Александр Ширвиндт.

Ширвиндт в кино и на сцене

В кино Ширвиндт дебютировал еще студентом. За полвека главных ролей было немного, однако каждая – незабываема. Остроумного Павлика из "Иронии судьбы" обожали все женщины Советского Союза. И не сомневались: настоящий английский джентльмен – такой же невозмутимый, как сэр Харрис из фильма "Трое в лодке, не считая собаки".

После выхода "Вокзала для двоих" пианиста Шурика даже обсуждали на собрании Профсоюза ресторанных оркестров СССР. А образ ловеласа в картине "Бабник" получился таким правдоподобным, что однолюба Ширвиндта, который всю жизнь был предан единственной супруге, зрители записали в число дамских угодников.

Он никогда не расставался с трубкой. А первую вспоминал с ностальгией: ее Ширвиндту привез из-за границы приятель, который работал переводчиком Хрущева. Всегда и ко всем артист обращался на "ты", невзирая на возраст и должности. И умел разыграть целый спектакль даже на аукционе годовой подписки журнала "Огонек".

Театр сатиры, в котором пятьдесят лет играл, а потом и руководил, всегда занимал в его жизни центральное место. Молчалин в "Горе от ума", Добчинский в "Ревизоре", Тригорин в "Чайке" и еще много больших ролей были сыграны здесь. А на вопрос, чего он еще хочет в жизни, Ширвиндт отвечал так: уснуть и проснуться через сто лет, хотя бы на мгновенье.

Артист незабываемых ролей: наследие Александра Ширвиндта