14 лет авиакатастрофы под Смоленском: как разбился самолет с Качиньским
Сегодня исполнилось 14 лет со дня катастрофы польского Ту-154 под Смоленском. Экипаж в нарушение инструкций пытался сесть практически вслепую в густой туман, в итоге борт врезался в деревья, не долетев километр до полосы. Тогда погибли президент Лех Качиньский, его супруга, высшие военные руководители и депутаты парламента, всего 96 человек. Спустя годы Польша по-прежнему не хочет признавать заключение Межгосударственного авиационного комитета. У Варшавы есть своя версия, куда более удобная. Корреспондент "Известий" Виктор Синеок все объяснит.
За 14 лет в этой истории много раз можно было поставить точку. Но очередную годовщину крушения самолета президента Качинского поляки встречают все в том же состоянии неопределенности. Власти страны так и не сообщили, будут ли они следовать фактам или биться в антироссийской истерике.
"Произошла страшная трагедия, а польские политики цинично играют на чувствах людей, манипулируют ради внутреннеполитической выгоды и для давления во внешней политике", – заявил политолог и журналист Мацей Вишневский.
10 апреля 2010 года. Утро, военный аэродром Смоленск-Северный. Первые минуты после катастрофы. Под обломками находятся 96 пассажиров и членов экипажа Ту-154М. Польша в одно мгновение потеряла президента, высшее военное руководство и часть парламента.
Расследование началось практически сразу. Россия допустила польских представителей и оказала максимальное содействие. Но выводы, сделанные МАК, официальная Варшава не приняла, созвала свою комиссию под руководством одиозного бывшего министра обороны. Русофоб Мачеревич тут же свое звание подтвердил.
"После Смоленска мы в Польше стали первой большой жертвой терроризма", – заявил экс-министр обороны Польши Антоний Мачеревич.
При том что официальные причины крушения уже названы. Самолет президента садился в тумане, диспетчер предлагал уйти на запасной аэродром – в Минск или Витебск. Но на записях с бортовых самописцев слышно: пилотам кто-то другой отдает приказы.
"Пока решения президента нет что делать дальше", – докладывал экипаж.
Чуть позже решение принято, главному пассажиру не перечат.
"Он взбесится, если еще..." – говорили пилоты.
Но этим фактам польская подкомиссия противопоставила политизированные, а главное – глупые обвинения о якобы заложенной в салоне бомбе за год до взрыва во время ремонта в Самаре. Мачеревич выступал на конференциях, собирал митинги.
"Псевдо-, грубо говоря, отчет комиссии Мачеревича – это не отчет, он ни к чему не привел. Это даже поляки говорят: они десять лет пилили бюджет, распилили пару миллионов", – заметил польский журналист Сергей Гречушкин.
Как потом выяснилось, распилено гораздо больше. 8,5 миллиона долларов ушло на работу комиссии и 12 миллионов стоил уничтоженный ей для "эксперимента" еще один Ту. Но при этом ни одного доказательства так и не представили. Самолет, очевидно, врезался в землю при посадке.
В окончательном отчете МАК – однозначный вывод: следов взрывчатки на обломках не нашли. Подробно исследовали детали: от верхушки дерева, которое задел борт, до его обломков. Сделали натуральную выкладку элементов и выводы из записанных фраз. В кабине при посадке находились посторонние. Предположительно, главком воздушных сил передавал приказы президента.
"Я думаю, что был очень серьезный прессинг и они не могли сопротивляться. Поскольку они были молодые все. Экипаж примерно чуть за 30 лет", – заявил заслуженный военный летчик РФ, международный авиаэксперт Владимир Попов.
Но на антирусской истерике партия "Право и справедливость" брата погибшего Лех Качиньского пришла к власти и продержалась там восемь лет.
"За восемь лет просто эта тема себя изжила. Политические элиты, которые были у власти эти восемь лет, поставили Польшу в очень сложную ситуацию", – заметил директор НИИ государственной политики и управления отраслевой экономикой ГУУ, доктор политических наук Олег Судоргин.
Власть в Польше поменялась. Новый премьер Туск расправляется с оппонентами, скандальную подкомиссию решено было распустить. А в министерстве национальной обороны пообещали проверки.
"В ближайшее время будет создана специальная группа, которая проанализирует все аспекты деятельности ликвидированной подкомиссии", – заявили в министерстве национальной обороны Польши.
Казалось, взялись за ум. Нет. Спустя месяц польское расследование решили продолжить, чтобы не злить электорат перед предстоящими выборами.
Объяснять причины смерти своего президента под Смоленском полякам власти, возможно, не будут еще несколько лет.