От Москвы до Берлина: истории ветеранов ВОВ и тружеников тыла
В День Победы, такой важный праздник для всей страны, мы вновь и вновь говорим спасибо тем, кому обязаны жизнью. Это самое меньшее, что может сделать прямо сейчас каждый из нас.
Героев, прошедших через горнило войны, с каждым годом становится все меньше. Но те, кто все еще с нами, по-прежнему поражают своей стойкостью. Сомнений нет, это люди действительно другой закалки, и они – лица Победы. Истории ветеранов боев и тружеников тыла собрал корреспондент Максим Прихода.
Телефон на Красной площади, кажется, работал лишь у нее одной, но Мария Михайловна Рохлина привыкла всех удивлять. Была трижды ранена, дважды контужена, видела, как сталкивались танковые армады на Курской дуге, как горела Волга под Сталинградом. И осталась жива.
"Я пережила сталинградские холода, поэтому закалка есть!" – заявила ветеран.
Это их триумф. Тех, кто тогда, 79 лет назад, не постояв за ценой, принес нам Победу! Тех, кто как 99-летний гвардии майор штурмовой авиации Александр Васильевич Ларин прошел путь от Москвы до Берлина и вписал свои имена в историю. Иногда, как Спартак Андреевич Сычев, буквально. На стене Рейхстага.
"Я написал: "Я, Сычев Спартак Андреевич, был здесь в День Победы", – поделился ветеран.
Сегодня каждого стремятся окружить заботой и вниманием. Вот молодежь поздравляет Виталия Антоновича Берденникова. Он был командиром стрелковой роты.
"Может, я чуть несвязно говорю, но жив", – заявил Виталий Антонович.
А этого "прибытия поезда" ждет дюжина волонтеров. Встречают Михаила Николаевича Пеймера, чтобы проводить на парад.
"Где приткнешься, там и заснул. Поспал полчаса, и опять в бой! Мы даже шутили, что в Сталинграде после войны трава не будет расти, а будут расти железные колосья", – вспоминает ветеран.
Вот так поздравляют Антонину Алексеевну Белозерову. В 1941-м она окончила медучилище, в 1942-м попала на фронт, а после работала в Институте имени Склифосовского.
"День Победы – это самый большой, самый главный праздник в нашей стране!" – заявила Белозерова.
Самым младшим из ветеранов, тем, кому в 1945 году было хотя бы 16 лет, сегодня уже за 95.
"Мы еще молодые. Сегодня мне исполнилось сто лет и жизнь только начинается", – считает ветеран ВОВ из Дагестана Ибрагим-Паша Садыков.
А те, кто участвовал в ключевых битвах, перешагнули вековой рубеж. Иван Иванович Курбаков в свои 103 года делает зарядку и водит машину. Поделился, что его всегда останавливают за превышение скорости.
Но тех, кто застал войну, может встретить День Победы на площади родного города или в кругу семьи, остались единицы. Память о тех, кого с нами больше нет, – в каждом из нас.
"Их миллионы: тех, кто своими руками ковал Великую Победу, добывал ее из огня, выгрызал из земли. Тех, кому мы обязаны жизнью. Они смотрят на нас сквозь десятилетия, с городских экранов, фасадов, вот с таких – стен памяти. И каждый в этом строю – бессмертен", – отметил корреспондент.
Самолеты с портретами героев войны взмывают в небо над Владимиром. Машины, в том числе городская техника, колесят по городским дорогам с фотографиями ветеранов.
"На фотографии изображен дедушка моей супруги, Чеванкин Павел Алексеевич, ветеран Великой Отечественной войны, участник битвы на Курской дуге. Был подбит в танке, горел", – рассказал Геннадий Тюков.
Узнать больше о подвигах своих родных можно с помощью интерактивных сервисов.
"Я нашел своего деда. Он был разведчиком, сражался с гитлеровцами. Он убил офицера и несколько рядовых. При этом он никогда об этом не говорил", – поделился Дмитрий Чернокожев.
"Я искал моего дедушку, который был на войне. Все войну прошел. И Курск, и Украину", – рассказал маленький Александр.
Десятки миллионов не вернувшихся с фронтов, погибших под бомбежками, в концлагерях и блокадном Ленинграде – это и есть цена Победы. Она огромна, и о тех, кто ее заплатил, мы должны помнить не только в этот день. Заботиться о живых и чтить бессмертных.