ФНС не досчиталась 1,5 млрд после отъезда экс-владелицы "АндерСона" за границу
Специалисты налоговой службы ищут способ возместить ущерб, который образовался из-за махинаций бывшей владелицы сети кафе "АндерСон", иноагента Анастасии Татуловой. Сбежавшая за границу предпринимательница за несколько лет работы заведений по серым схемам вывела полтора миллиарда рублей. Самое интересное, что выступая всюду как борец за права малого и среднего бизнеса, она одновременно проворачивала многомилионные аферы. В чем они заключались, выяснил корреспондент РЕН ТВ Дмитрий Юзупчук.
"Двор фабрики Андерсон больше напоминает заброшенный сад. В таком состоянии некогда прославленная кондитерская мануфактура пребывает уже больше года, и, кажется, что ее нового возрождения на старом месте ждать уж точно не стоит", – показывает корреспондент Дмитрий Юзупчук.
Распродав все активы и имущество крупному ретейлеру в ноябре прошлого года, компания "АндерСон" окончательно ушла с рынка, но не из информационного поля. Налоговая инспекция начислила еще полмиллиарда долгов по результатам проверки за 2019–2021 годы. По версии ревизоров, руководство использовало две избитые "ресторанные схемы".
"Преступники давали рестораторам терминалы, которые в обход налоговой собирали деньги от клиентов ресторанов, отправляли их в некий финансовый центр. Это было масштабное мероприятие", – объясняет предприниматель Андрей Ковалев.
Проще говоря, посетители кафе покупали пирожное не у кондитеров, а, например, у неизвестной турфирмы, которой принадлежал терминал. Так выручка с продаж товаров превращалась в "черный нал". Затем часть этих денег уходила на зарплаты сотрудникам, которую выдавали в конвертах. Накопленные кексы, как бы безвозмездно и себе же в убыток почти на 200 миллионов, компания отдала подконтрольной ей фирме.
"Бухгалтерски они его не продумали, и в итоге получилось как: вы купили муку, яйца, испекли кекс и продали клиенту. Клиент пикнул эквайринг, но выручка ушла в турагентство. И у вас этот кекс остался на балансе", – уточняет налоговый консультант Кирилл Соппа.
Основательница бренда и генеральный директор Анастасия Татулова, признанная недавно иноагентом, до своего отъезда из страны была омбудсменом малого и среднего бизнеса. Не раз выступала за то, чтобы ограничить возможности налоговой.
Теперь стало понятно, почему бизнесвумен настаивала на таких переменах. Точную сумму неуплаченных налогов еще предстоит перепроверить, но вот сейчас остается главный вопрос: с кого взыскивать, если активы распроданы, а владелец скрывается?