Планы до середины века: о чем говорил Путин на совещании по кораблестроению
О том, что нашему флоту необходима непрерывная модернизация как ответ на все выпады недружественных стран, говорил Владимир Путин во время совещания по вопросам кораблестроения. Президент подчеркнул, что в этой сфере важна долгосрочная перспектива, а потому установил четкие критерии, которые помогут добиться лучшего результата. Основные тезисы услышал Антон Золотницкий.
На совещание Владимир Путин заходит с красной папкой в руках, сразу ее переворачивает. В таких обычно самые важные материалы. Сейчас как раз подходящий случай – речь о стратегии развития российского кораблестроения и всего Военно-морского флота.
"Мы все понимаем возрастающую степень геополитического напряжения в современном мире, слышим регулярные угрозы в адрес России со стороны правящих кругов ряда стран и даже видим конкретные действия по реализации этих угроз. Естественно, к этому надо относиться максимально серьезно, просчитывать все возможные риски и планировать адекватные ответы, укреплять наши Вооруженные силы и Военно-морской флот", – заявил президент России Владимир Путин.
Президент напоминает о ключевых ориентирах, заложенных на период до 2030 года. Развитие корабельной, авиационной и береговой составляющих флота, инфраструктуры его базирования, укрепление позиций военно-морских сил в важных районах мирового океана и повышение боевого потенциала. В этой части есть и точечные задачи.
"Надо укреплять и уделить особое внимание скорейшему внедрению систем дистанционного обнаружения угроз, в том числе со стороны беспилотных аппаратов. Имею в виду не только контроль воздушного пространства средствами ПВО, но и совершенствование систем наблюдения за надводной и подводной обстановкой, для борьбы с морскими роботизированными комплексами противника", – отметил глава государства.
На этих словах новый министр обороны несколько раз кивает. Роль беспилотников в современных боевых действиях становится определяющей. Отсюда еще одно поручение Путина. Дополнительно оснастить корабли пулеметными модулями и расчетами самих БПЛА. Это, очевидно, касается и новых поступлений.
"Наш флот пополняется новыми кораблями и оснащается современными видами оружия, ведется ремонт и глубокая модернизация техники. Вот какая динамика у нас здесь: в 22-м году отечественные судостроители передали Минобороны 24 новых корабля и судна, в 23-м году – 33, в 24-м планируется передать более 40", – подчеркнул Путин.
Темп набран приличный. Только в этом месяце на воду спущены корвет "Проворный", ракетный корабль "Ставрополь". Чуть раньше – атомный подводный крейсер "Князь Пожарский". А в конце прошлого года президент лично участвовал в поднятии флагов на трех новейших кораблях.
Флот пополняют корабли самого разного назначения – от рейдовых катеров и судов обеспечения до минных тральщиков и фрегатов, вооруженных гиперзвуковыми ракетами. В планах – еще больше. Чтобы они выполнялись, нужна тесная кооперация сразу нескольких отраслей.
"Сегодня многие производители комплектующих – это паротурбинных установок, электротехнических изделий и радиоэлектронного оборудования, дизельных двигателей и агрегатов – загружены на полную. Чтобы избежать дефицита поставок, переноса сроков сдачи кораблей, предстоит форсированно модернизировать предприятия, увеличивать объемы производства оборудования и комплектующих", – заявил Путин.
Не менее важно привлекать на верфи и заводы молодых квалифицированных специалистов. Президент отдельно проговаривает: для них будут запускать социальные программы и повышать зарплаты. Это работа на перспективу, а она закладывается на десятилетия.
"Кораблестроение – это сложная и высокотехнологичная отрасль, она оперирует планами на 10, 20 и более лет. При формировании государственного заказа нам нужен именно такой горизонт планирования – не менее чем до середины века, что позволит не только просчитать и обеспечить серийный выпуск текущих типов кораблей, но и гарантировать переход на следующее поколение военно-морской техники", – заключил президент.
Задачи, поставленные Владимиром Путиным, сразу конспектировали и первый вице-премьер, и новый помощник президента по кораблестроению. Им, вероятно, тоже было о чем доложить, но это в открытую часть совещания не вошло.