Опасный "мясной клей": что обнаружили в колбасе и сосисках в России
Колбасу и сосиски покупать выходит себе дороже. Сейчас сразу вдвое выросло число случаев, когда в такой продукции находят так называемый "мясной клей". Он не только придает форму, но и увеличивает массу продукта. Правда, врачи говорят, что он медленно, но верно отравляет весь организм потребителя. Яд отложенного действия изучил Кирилл Ольков.
Секретный ингредиент без цвета и запаха, который не разглядеть даже под лупой. "Трансглутаминаза" звучит-то страшно, а ведь мы ее едим на завтрак, обед и ужин. Постоянно, много и с аппетитом. Как раз его и испортили исследования Роспотребнадзора. Количество ядовитого фермента на прилавках растет: трансглутаминаза стремительно размножается в пакетах с молоком и упаковках с мясной нарезкой.
"В 2023 году микробная трансглутаминаза обнаруживалась в 25 пробах пищевой продукции – молочной, мясной продукции, продуктах переработки мяса птицы и продукции для детского питания, что в два раза выше, чем в 2022 году", – отмечал Роспотребнадзор.
Особенно часто этот ядовитый фермент подмешивают в творог. Это выяснили в Роскачестве, разобрав на молекулы содержимое пачек.
"В двух торговых марках выявлена незаявленная трансглутаминаза. Добавляют, чтобы сократить процесс производства", – говорится в Роскачестве.
В народе этот микроб более известен как "мясной клей". И фермент оправдывает это название. Спасет любые "безнадежные колбасные обрезки", придав им вполне товарный вид. Трансглютаминаза, как пищевая нитка с иголкой, модифицирует белок, "сшивает" молекулы и превращает его в монолит. Из фарша получается колбаса, из молочной субстанции – йогурт, из рыбных отходов – стейк.
"Этот элемент связывает жиры и воду и таким способом накапливает влагу в продукте, увеличивая удельный вес до 20–25 процентов", – рассказал бывший сотрудник молочного завода Александр Саранин.
Для производства – экономия, для людей – отрава. Опасная и невидимая.
Так как добавку запрещено использовать в пищевой промышленности, то на этикетке в составе ингредиентов вы ее уж точно не увидите. Но это не значит, что ее никто не добавляет: производители хитрят и все равно используют искусственный фермент.
Химичат не только производители и рестораторы. В интернете сотни обучающих роликов, как из остатков мяса "склеить деликатес".
Творожки и йогурты после "склеивания" не узнать. Как новые. А мясо так вообще будто только что из-под ножа. Готовить с трансглютаминазой нельзя, в действующих регламентах фермента нет. А вот продавать микроб оптом никто не запрещает. Как говорится, травите и травитесь. Хоть тоннами.
В "неопределенном" статусе фермента и кроется вся микробная коллизия. Если его нельзя "приготовить", то зачем им торговать.
"Главное – победить рынок: добавки не должно быть свободной в интернете. Поскольку мы понимаем, что она только для пищевой промышленности и это запрещено. Надо бороться с каналами реализации этой добавки", – рассказал председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.
Пока есть вполне законное предложение, будет и алчное искушение "подсадить" в молоко или сосиски микроба, чтобы тот помогал зарабатывать производителям. Для потребителей такой клей, особенно в ежедневных дозах, смертельно опасен.
"Длительное дозированное применение этих продуктов увеличивает риски возникновения онкологических заболеваний", – рассказала диетолог Анна Гончарова.
Исследовать под микроскопом каждую сосиску или "склеенную" крабовую палочку в любом случае невозможно. Единственный выход – запретить продажу самого фермента на законодательном уровне, иначе сытые производители так и будут тайно кормить голодных покупателей густыми творожками и безупречными сосисками: изъян, а точнее микроб, на вкус не распробовать.