Эксперты выясняют, как турист смог выжить в дрейфе в Охотском море
Эта одиссея уже вошла в историю. Это, конечно, не мировой рекорд, когда мексиканец Хосе Альваренга провел на лодке в Тихом океане 440 дней. Но ведь Охотское море осенью даже сравнивать нельзя с тропиками. Все-таки выживать в таком климате больше двух месяцев и без запасов пресной воды – это очень большое везение. Нашли катамаран с рыбаками за 1100 километров от их намеченной трассы. Врачи и следователи сейчас разбираются, что помогло выжившему продержаться и почему спасения дождался только он один. Павел Матвеев сопоставил все факторы.
У Робинзона Крузо был хотя бы скарб с затонувшего судна и твердь под ногами. У уплывших на катамаране полюбоваться китами не было ни того, ни другого. Их честно искали, но не нашли: искать лодку в море очень тяжело – с высоты даже одного километра – это всего лишь точка. На вопрос, как удалось выжить Пичугину, эксперты выдают только догадки.
"Человеку могут помочь его запасы. И на данный момент известно, что этот мужчина спасенный потерял 50 килограммов от своей массы. А это что означает? Чем толще человек, тем больше шансов у него продержаться на эндогенном питании, когда организм переходит на питание своими тканями", – рассказал бывший сотрудник МЧС, эксперт по выживанию Эдуард Халилов.
Еще, возможно, помогла рыба. Удивительно, но морская, которая живет в соленой воде, компенсирует потерю воды пресной.
"Если мы едим морскую рыбу, то она более полезна, чем пресноводная – и она дает силы и возможность прожить довольно долгое время", – подчеркнул путешественник Олег Соловей.
По большому счету, случай Пичугина не уникален. Австралиец Тим с собакой отправился от берегов Мексики домой через Французскую Полинезию. Был с собакой же подобран береговой охраной Австралии через три месяца. А мексиканец Алехандро и сальвадорец Хосе дрейфовали больше года каждый. Но тут важный нюанс: они, возможно, не готовились к столь долгому заплыву, но, по крайней мере, готовились к плаванию в принципе. А компания Пичугина, похоже, не до конца оценила риски. Любой мотор может отказать. И тогда должен выручить парус. Или весла.
"Чтобы путешествовать в Арктике, на Дальнем Востоке, нужен катамаран парусный, моторно-парусный, и, конечно, должны быть весла в лодке. Все-таки ты на веслах можешь догрести до любой точки худо-бедно. Мой товарищ Федор Конюхов на огромные расстояния перемещается на весельной лодке. Поэтому если это не совсем против ветра, хотя, видимо, был ветер отжимной так называемый, который шел от берега и их отгонял, но даже при таком ветре можно было галсами вырулить", – рассказал член Русского географического общества Леонид Круглов.
В базовой укладке для маломерных судов предусмотрены сигнальные ракеты, например, ПРБ-40, "парашютная ракета бедствия", разного рода специальные дымы, но этим часто пренебрегают. Как и запчастями, и дополнительными средствами связи: обычный телефон в море не ловит.
"Обычно берут два мотора – обычный и маленький – либо идут двумя лодками. Самый простой способ – иметь с собой телефон спутниковой связи либо маяк, либо радиобуй. Что-то случилось – позвонил, определил координаты, с помощью обычного смартфона это спокойно можно сделать", – заявил инструктор-проводник Михаил Ярин.
Как бы то ни было, в море уже что есть – то есть. Возможно, погода, возможно, течение. Кто-то скажет, что спасти может только чудо. Эксперты же говорят: чудес не бывает. Иногда спасает вера в себя. Способность не опустить руки. И осознание, что это нужно не только тебе.
"Если есть надежда, уверенность, что тебя ждут, что ты кому-то нужен – то ты выживешь. По себе знаю: я, когда блудил, ночь, палатка далеко, холодно – и вдруг какая-то легкость: не волнуйся, это все легко, ты обязательно дойдешь", – рассказал Соловей.
И все же это урок для нас всех: пути отхода лучше продумывать на берегу.