Коллеги погибшего военкора "Известий" Федорчака поделились воспоминаниями о нем
Сегодня мы простились с нашим другом и коллегой, военным корреспондентом Александром Федорчаком, по сюжетам которого наши зрители узнавали достоверные факты с передовой. Церемония состоялась в Крыму, там, где Саша родился, у здания редакции, где он делал первые свои шаги в профессии. И сегодня говорили, какой вершины в ней сумел достичь в свои 28. Циничный ракетный удар прервал жизнь Саши Федорчака в понедельник. Вместе с ним погибли Андрей Панов и Александр Сиркели – оператор и водитель канала "Звезда". Мы будем помнить.
Почетный караул, выстрелы в воздух. В последний путь Александра Федорчака провожают как воина. Хоронят в поселке Нижнегорский, где он родился и вырос.
Его телевизионный путь начался на ГТРК "Крым", куда он пришел, еще будучи студентом, куда пришел по призванию, где мечтал и старался стать настоящими журналистом и стал им, а еще стал настоящим героем.
"Был самым веселым парнем, который создавал эту веселую атмосферу. И сейчас в этот день, когда везде вокруг траур, невозможно поверить, у меня до сих пор ощущение, что там какой-то другой человек, а Саша где-то там на фронте – освещает, снимает свои репортажи", – говорит коллега Мария Гробовенко.
Здесь навсегда запомнят огонь в глазах, с которым он брался за каждую редакционную тему, его широкую улыбку, которая могла, кажется, решить все проблемы и так подкупала коллег.
"Он был всегда очень добрый. Все проблемы, каким образом это надо еще поучиться, обходил стороной, на все как-то так реагировал с легкостью, может, внутри переживал. Но вот эта доброта, его желание помочь – в первую очередь, что я запомнила. Он был очень целеустремленный", – отмечает коллега Эмилия.
"Родом из Крыма" – он всегда гордо упоминал о своей малой родине при знакомстве. Эта любовь к полуострову ощущалась в словах, в текстах и даже в такой маленькой детали как этот потрепанный временем, но бережно закрепленный на броне шеврон – флаг Крыма. Его Саша хранил с 2014 года. Его можно увидеть в каждом боевом репортаже.
Он чувствовал цену той свободы, которая далась полуострову, был свидетелем того, как националисты совершали гонения на местных жителей, и как им жали отпор. Возможно от этого и с жителям Донбасса, и с бойцами ему всегда очень легко удавалось найти общий язык. Он знал, за что сражаются люди, на которых пошли войной в 2014, и рьяно об этом рассказывал.
"Наблюдали за тем, как он смело, профессионально работал, освещал события СВО, доносил ту информация, которая нужна людям", – отмечает коллега Александр Макарь.
В его репортажах очень часто можно было услышать слово "вместе". Вместе с разведчиками, вместе со штурмовиками, вместе с артиллеристами. Саша считал это честным и по отношению к зрителю, и по отношению к бойцам, вместе с которыми он без оружия шел на передовую, чтобы рассказать о нелегкой службе наших воинов, но это все потом, в репортажах. В первую очередь он стремился помочь им приблизить победу, на каждой съемке, чем мог, в тылу или самом пекле. И вот так легко мог отбросить микрофон, чтобы помочь нести носилки с раненым, как на этих кадрах, сделанных под Часовым Яром. Эту непоказную храбрость и стремление прийти на выручку чувствовали все, кто когда-либо пересекался с ним на фронте.
"Всегда он мне помогал, давал контакты ребят. Когда его не стало, ребята все звонили, которые общались с ним, с которыми он меня познакомил, и все говорили: "Влад, скажи нам, что это неправда." Тогда было, конечно, тяжело им говорить что-то. Любили его все, и он был звонкий и смешной, яркий", – рассказывает корреспондент "Известий" Владислав Харченко.
За плечами Саши – поездки на освобожденные территории с гуманитарной помощью местным жителям. Он всегда очень переживал за них, а еще очень переживал за боевых товарищей, которые переставали выходить на связь, и очень радовался когда на неё выходили, часто заезжал к ним, даже без камеры и микрофона, чтобы помочь и поддержать.
"Помогал, всегда помогал. И коптер купил, и глушилку. Даже выходил помогать делать подготовку некоторых позиций. Саша не просто человек, не просто мужчина с большой буквы – он герой", – пояснил боец отряда "Крым" с позывным Мордвин.
В команду "Известий" Саша пришел молодым журналистом, но уже опытным военкором. Сразу влился в большую телевизионную семью, рвался в боевые командировки, а между ними умело переключался на гражданские сюжеты. Саше пророчили карьеру спортивного журналиста. Он и сам был не против. Но еще во время учебы взял академ, чтобы отслужить в армии, и только затем пошел работать в кадр, хотя, точнее будет сказать, служить общему благу.
Но Саша считал, что там, на фронте, он сейчас куда полезнее. Хоть и снимать мирную жизнь, конечно, приятнее, но ведь под обстрелами работать сможет не каждый. Саша мог.
"Его материалы были всегда самыми смелыми, яркими, кристально честными, но они были наполнены кроме всего еще искренней добротой. Временами, глядя на него, на его стендапы, казалось, что вообще непонятно, что этот добрейший парень делает там в бронежилете, в форме цвета хаки, в каске, которая у него временами заваливалась набекрень, и казалось, что он просто из другого мира. Но эта доброта, которая была в его материалах – она давала нам надежду", – заявил главный редактор МИЦ "Известия" Михаил Фролов.
В эту командировку Саша работал в ЛНР, сопровождал наши войска на краснолиманском направлении, израненном Серебрянском лесничестве, где деревьев-то, под которыми можно было бы спрятаться, почти не осталось.
У него никогда не было неуместной отваги или желания добыть эксклюзив – Саша понимал: он с коллегами делает единое дело.
"На войне искать эксклюзив бессмысленно. Это война. Мы делаем общее дело. На войне не бывает эксклюзивов. Саша всегда это имел в голове у себя, он всегда именно так и действовал. Всегда мог поделиться чем-то, так же, как и мы все делимся, потому что мы делаем одно дело. Самая отличительная его черта – это его голод по знаниям, развитию, он всегда хотел развиваться", – рассказал корреспондент ВГТРК Станислав Бернвальд.
Последние три года он полностью отдавал себя работе в зоне СВО. Погиб во время подготовки очередного репортажа. Сашу убили украинские боевики – целенаправленно ударили по журналистам, применив РСЗО HIMARS. Не удалось убить правду, добытую в окопах военкором "Известий" Александром Федорчаком вместе с бойцами – не удастся убить победу, которую бойцы добывали вместе с ним. Федорчаком.