Писал русскую историю мирового балета: каким запомнят Юрия Григоровича
Умер балетмейстер Большого театра Юрий Григорович
19 мая не стало хореографа, который писал русскую историю мирового балета. Ушел из жизни Юрий Григорович – великий постановщик, который умел тонко сочетать новые идеи со строгой традицией. Самые искушенные зрители говорили, что в образах, которые он создавал, жила настоящая поэзия. При этом Григорович использовал уникальный, самобытный язык и считал, что главное в танце не столько движение, сколько душа. Прощание с балетмейстером пройдет 23 мая в Большом театре.
Он никогда не плыл по течению, а перекраивал на свой лад – искусство и себя в профессии. Сценический путь Юрий Григорович начинал как танцовщик легендарного Мариинского театра. Исполнял характерные танцы, гротесковые партии, но успешный и амбициозный солист хотел ставить сам.
"Так действительно и было, что очень мало вообще балетов на русскую тему, как ни странно. Ну, "Петрушка", "Жар-птица", вот сделал Лопухов "Снегурочку". И вот так даже вспомнить еще репертуар – не вспомнишь. А здесь был большой балет и русский балет", – говорил Григорович.
"Каменный цветок" на музыку Прокофьева – первый большой балет Григоровича. На премьеру в Мариинку приехал директор Большого театра. Он был поражен отсутствием привычной драматической пантомимы и тем, как много танцуют в спектакле. Это был настоящий прорыв.
После "Легенды о любви" Григорович перешел в Большой театр. Именно он вывел на первый план мужчин. До этого звездами были только балерины. Его "Спартак" – это мужской балет.
На главной сцене страны Юрий Григорович ставит новые спектакли и смело редактирует классические постановки: переделывает либретто, перекомпоновывает музыку, заставляя старый репертуар зазвучать современно и ярко. "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта", "Спящая красавица", "Баядерка" – каждой премьере рукоплещет весь мир.
Самый классический новатор – так говорили о Юрии Григоровиче за то, что в каждом па он максимально использовал все, чем славилась еще дореволюционная школа русского балета. Марис Лиепа и Майа Плисецкая, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Александр Богатырев и Людмила Семеняка – обладая безошибочным чутьем на таланты, Юрий Григорович стремился раскрыть потенциал каждого артиста.
"Когда начинаешь уже работать в зале с актерами, обычно я начинаю с работы с главными действующими лицами. И дуэт как обычное выражение отношений, которые существуют в спектакле между героями, очень как-то сразу раскрывает и пластический язык, и психологическую сторону взаимоотношений", – говорил балетмейстер.
Григорович был чрезвычайно требовательным к артистам. За глаза его называли Юрий Грозный. Он редко шел на компромиссы, даже когда из-за разногласий с труппой в середине 90-х на несколько лет пришлось покинуть Большой. Но и этот перерыв был плодотворным – новые спектакли выходят на сценах Башкирского и Краснодарского театров.
В молодых артистах, по его собственным словам, он ценил не столько технику, сколько умение показать в танце человеческую душу.
Судьба одарила Юрия Григоровича не только любовью публики, но и в личной жизни. В браке с балериной Натальей Бессмертновой он прожил 40 лет. И именно супругу всегда называл своей музой, вдохновлявшей его на новые постановки. А на вопрос, что было самым счастливым в его жизни, отвечал один словом: "Творчество".