Друг детей и перфекционист: каким мы запомним Александра Митту
Каким мы запомним умершего режиссера Александра Митту
Тяжелая новость для тех, кто знает и ценит наше кино. Сегодня не стало человека, имя которого – не только символ высочайшего мастерства и стиля, оно принадлежит целой киношколе. Ушел из жизни Александр Митта. Талантливый и яркий. В его фильмах было столько абсолютно живой энергии, что, казалось, хватит на десятки жизней. И он первый в нашей стране создал свой собственный уникальный фильм-катастрофу, в котором все же главным оставались не события, а люди, их чувства, и долг. Кинокритик РЕН ТВ Николай Никулин расскажет о великом мастере с собственным почерком в киноискусстве.
Он подготовил сотни студентов к работе в кино, а уж скольких людей научил в нем разбираться с помощью своей книги "Кино между адом и раем" – и вовсе не сосчитать. Александр Митта не только глубоко понимал кино, но и снимал его с умом и фантазией. И, несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал фонтанировать творческой энергией, как признаются его коллеги.
"Я не скажу недавно, но несколько лет назад он уже очень тяжело болел, я живу с ним в одном доме, Я его встречал, он выходил на улицу, несмотря на все свои болячки. Брал сумку такую на колесиках, он мог на нее опираться. И шел по магазинам, за ним приезжали машины, он ездил, читал лекции. То, что он ушел, многие говорят, болезнь, много лет. Для меня это совсем как бы не закономерно, он был очень сильным человеком, очень", – заявил сын Владимира Высоцкого, актер и сценарист Никита.
Он не жалел пленку из-за своего перфекционизма: мог снять 7 или 10 дублей, лишь бы кадр действительно был правдоподобным. Так, Елене Прокловой в фильме "Звонят, откройте дверь" предстояло сыграть сложную роль 12-летней Тани. Чтобы впечатлить десятиклассника, она разыскивает первых пионеров. Но самая драматическая сцена, когда она видит его веселого вместе со взрослой девушкой после катка. Разбитое сердце, девичьи слезы, и это предстояло сыграть совсем юной Прокловой.
С фильмов про детей Митта и начинал свой путь, как выпускник ВГИКа. Если его современники, так называемые "шестидесятники" – Тарковский, Шукшин, Данелия – сразу же нацелились на "взрослое", серьезное кино, которое впоследствии назвали "оттепельным", то для Александра Наумовича это не было первостепенной задачей. Он любил детей за открытость миру, сам всегда себя считал инфантильным человеком и, по собственному признанию, во время съемок вступал с ребятами в "союз равноправных". Дружба – основа коллективной работы. Неслучайно, что и дебютный его фильм "Друг мой, Колька!" 1961 года посвящен тому, как школьники организуют "Тайное Общество Троечников" против царящего бюрократизма, ломая привычные представления о воспитании.
Он собирал актеров в одну дружную семью – и всю команду заряжал творческим оптимизмом. То, как он учил любить жизнь и понимать искусство, вспоминают актеры с большой любовью.
"Впервые я попал на съемку, впервые меня утвердили на роли – это был Александр Наумович Митта в фильме "Шаг. Живая вакцина" в 1986 году. Александр Наумович Митта, у него в душе ни одного седого волоса никогда не было. Он всегда был человеком передовым, молодым. Вот с того времени, как мы рок-н-ролльно познакомились, пошла наша дружба. Он стал нам наставником, конечно, учителем, но в то же время и критиком", – рассказал актер Михаил Горевой.
Одна из самых известных и популярных его работ – это фильм "Экипаж", который он сделал в 1979 году. Митта хотел снять фильм одновременно и сложный, и незанудный для зрителя. В этом смысле опыт жанрового кино его вдохновлял. Фильмы-катастрофы, действие которых разворачивается в самолете, пленяют прежде всего самоотверженностью героев, их желанием во что бы то ни стало преодолеть сложности. У Митты получился первый советский экшн-фильм, который по посещаемости занял шестое место за всю историю проката.
Яркие роли Георгия Жженова, Анатолия Васильева, Леонида Филатова. И режиссерская удача – он сумел сохранить за потоком быстро сменяющихся событий и острым сюжетом психологию главных героев. Этот дар объединять в одном фильме и жанровую легкость, и лирическую глубину Александр Митта затем продемонстрировал и в "Сказке странствий" в 1983 году.
"Если ты идешь в общем потоке, то ты сделаешь что-то похожее на то, что было до тебя, и что может ожидаться. А когда у тебя есть четкая оригинальная идея, тогда есть больше шансов поразить людей в сердце и заставить его думать. Наша задача какая? Чтобы человек испытывал эмоции и чтобы он начинал что-то такое понимать про окружающую жизнь", – говорил Митта.
То, что он создал – на страницах учебника отечественного кино. В трагифарсе "Гори, гори, моя звезда" он предложил карнавальный взгляд на историю русской революции, где Олег Табаков в роли искрометного театрального режиссера Искремаса ищет новые формы искусства в новых социальных обстоятельствах. В последней картине Митты 2013 года "Шагал – Малевич" зрителя отправляют в ту же эпоху, только в город Витебск, где художники-авангардисты изобретают язык революционного искусства.
"Он сомневался, он ставил под сомнение всегда то, что он делает, и проверял, и перепроверял это. И, конечно, он особенно горел тем, что он делал. Он горел идеей какой-то. Я помню, когда он снимал "Шагал – Малевич" в фильме "Последний сон". И он думал над этой историей", – рассказал режиссер Дмитрий Астрахан.
У Александра Митты герой всегда преодолевал трудности. Потому что он видел в нем себя: безграничного мечтателя и озорного выдумщика.