Путин: ядерное топливо России продолжает поставляться на Запад
Владимир Путин посетил с рабочей поездкой Саров. Это один из ключевых центров атомной промышленности страны. Там российский лидер провел встречу с физиками-ядерщиками и ведущими специалистами отрасли. Чем удивили президента в атомграде и к каким выводам пришли в ходе дискуссии – в репортаже корреспондента РЕН ТВ Леонида Китраря.
Саров – город атомщиков, особый как для России, так и для президента страны Владимира Путина. Он здесь был почти сразу после вступления в должность в 2000-м. В 2025 году – шестой визит.
"Медведь тайги своей никому не отдаст". Эта надпись напечатана на переплете альбома и она же – цитата Владимира Путина. И можно сказать, что такой тайгой стал сам Росатом. Сегодня он – мировой лидер атомных технологий. Как в энергетике, так и медицине и материаловедении. И сейчас главная задача сохранить это лидерство в будущем.
"Это макеты научно-образовательной инфраструктуры в городах особого значения. Это сам Саров, Снежинск, Лесной, Железногорск и Обнинск. Все они по сути – атомные города России. Все это уже в значительной степени построено. Обучение в таких образовательных кластерах проходят тысячи будущих специалистов", – отметил Китрарь.
Вопрос о студентах и будущих специалистах, а точнее их дефиците, стал первым во время общения президента с работниками отрасли.
– Немного волнительно. Не каждый день удостаивается такая честь – увидеть главу государства...
– Мы с вами земляки, попроще! – попросил Путин задающего вопрос.
– У нас сейчас существует дефицит кадров, в том числе инженерных, строительных. На стройплощадке не хватает, на Ленинградской АЭС, третий и четвертый блок. Не хватает строительных профессий.
– Готовить, разумеется, нужно кадры чуть ли не с детского сада. Нам нужна ранняя профориентация. Мы как раз этим и занимаемся. Может быть, не так эффективно, как хотелось бы, но все-таки эта эффективность повышается за последнее время, – ответил президент.
Причем абсолютное большинство сидящих в зале можно с чистой совестью отнести как раз к молодежи. И интересна работникам не только атомная сфера, но и международная.
– Сможем ли мы какое-то конструктивное, продуктивное партнерство с западными партнерами выстроить?
– У нас основные заказы-то были где? В КНР, в Индии, Бангладеш. В Турции появился проект, несмотря на начало СВО. А это, между прочим, страна НАТО. Что у нас отпало-то из того, что было раньше? Финляндия только, мы Венгрии даже продолжаем поставлять. То, что мы раньше делали в тех странах, которые вы назвали недружественными, мы и продолжаем там делать. Ядерное топливо-то поставляем до сих пор, – отметил Путин.
Еще один вопрос начался с новости, которая считанные дни назад облетела весь мир. Впервые капитаном атомного ледокола стала женщина. И это не случайность, а тенденция.
– Здесь сидят девчонки атомфлота, которым осталось несколько шагов до этой должности. В частности, Нина Вдовина, она помощник капитана, поэтому ровно два шага до этого высокого звания, – заявил глава Росатома Алексей Лихачев.
– Владимир Владимирович, что для вас значит Севморпуть? – спросила Вдовина у президента.
– Вопросы обороноспособности страны тоже в значительной степени связаны с исследованием и использованием северных широт. Здесь секретного ничего нет в том, что я вам скажу. Наши стратегические подводные лодки ходят подо льдами Северного Ледовитого океана и пропадают с радаров. И это наше военное преимущество. И исследования, в том числе в этой области, для нас крайне важны, – подчеркнул Путин.
Опыт освоения арктических регионов и богатств есть только у России. И об этом, как выяснилось, Владимир Путин разговаривал в том числе и с американским коллегой на Аляске.
"В арктической зоне находятся огромные мировые запасы минеральных ресурсов. И мы начали там работать в сотрудничестве с многими партнерами, и с европейскими, и с партнерами из Азии. Мы обсуждаем, кстати говоря, это сейчас с американскими партнерами. Возможность вместе работать в этой сфере, причем не только в нашей арктической зоне, но и на Аляске. Технологии, которыми мы обладаем, больше их ни у кого нет, кроме нас. И это представляет интерес для наших партнеров", – заявил Путин.
В атомной отрасли, а это все возможные подразделения Росатома, работает почти полмиллиона человек. И количество проектов и предприятий только растет. Как и потребность в людях. Которые должны и в будущем сохранить технологическое лидерство корпорации как в России, так и в мире.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям