Version: 1.0.2

"Ребенок становится бизнес-активом": как родители зарабатывают на детях-блогерах

Родители зарабатывают на детях-блогерах и превращают их в бизнес-активы

Психолог Елена Сулина, которая называет себя "энерготерапевтом" и основателем школы интуиции, может эксплуатировать слепоту своего сына, чтобы заработать как можно больше денег. К такому выводу пришли специалисты, когда съемочная группа РЕН ТВ познакомила их с итогами расследования. Она ведет соцсети ребенка и называет его чуть ли не новой Вангой. Предприимчивые родители часто переходят грани разумного и превращают своих детей-блогеров в бизнес-активы. Чем это может обернуться для них в будущем, рассказал корреспондент РЕН ТВ Михаил Емелин.

Способности юного блогера невероятны. Слепой подросток видит то, что другие разглядеть не способны. В соцсетях ребенка полмиллиона поклонников. Они называют его мальчиком-Вангой. Блогер делится информацией, которая якобы приходит к нему откуда-то извне. Подписчики воспринимают ее по-разному. Одни считают пророчеством, другие – бессмысленным набором слов.

Понятно, что слепой мальчик не может сам вести соцсети. Это делает его мама, психолог, энерготерапевт и основатель школы интуиции Елена Сулина. Она учит других предсказывать будущее, исцелять еще не рожденных детей в утробе матери и видеть жизнь после смерти.

В ходе одного из последних семинаров Сулина очень странным способом попыталась исцелить клиента от глухоты. Авторские методики Сулиной не были бы такими популярными, если бы не соцсети сына. У него в разы больше подписчиков, чем у мамы. Даже свою книгу она назвала так же, как интернет-канал мальчика.

Официально Сулины отрицают, что получают доходы от блога Саши. Но в одном из первых интервью мать необычного мальчика все-таки проговорилась. Подписчики жертвуют деньги, если хотят получить ответы от ребенка-прорицателя на слишком личные вопросы.

– Он имеет право выражаться и быть таким, каким хочет.

– Когда он вырастет, то не возненавидит?

– Ну, это его решение.

Школьница Аделина тоже блогер, но, в отличие от Саши, никакой магии, философии и политики. Только проявления детского таланта. Танцует, поет, снимает смешные и добрые ролики. Родители тоже помогают ребенку, но по-своему. Например, писать сценарии или оборудовать студию. Стараются отмечать и развивать у своей дочери полезные навыки.

"Сейчас снимаем постольку, поскольку. Хочет – да, не хочет – нет. Для меня это хобби, потому что ребенок в любом случае развивается. Она что-то пробует, что-то узнает. Мы стараемся расширять ее кругозор", – поделился отец девочки Олег Березуцкий.

Лет мало, зато поклонников – тысячи. Продвинутые родители все чаще погружают в онлайн себя и детей. И этому есть объяснение: подобные видео нередко набирают миллионные просмотры и в перспективе дают доходы.

"Ниша детских товаров и услуг огромная. Одна из ниш, которая на пике. Они должны продвигать свои бренды. Представляете, как классно, когда есть дети, которые могут сказать что-то прикольное про игрушку, одежду или еду, например, на своем языке и для своей аудитории", – рассказала медиа-продюсер, директор Международной Ассоциации блогеров Нианила Бамматова.

Детский контент вошел в тренд после невероятного успеха ребенка-блогера Насти Лайк. Судя по открытым данным, 11-летняя девочка три года назад заработала около двух миллиардов рублей.

Авторы самых популярных семейных и детских блогов гребут не по-детски. Поклонники пытаются повторить успех, рассчитывая на легкие деньги. Доходит до абсурда. Родители снимают и публикуют чуть ли ни каждый шаг сыновей и дочерей. Вот только если одни отправляют ребенка в интернет ради его же блага, другие пытаются извлечь выгоду из своих чад. Дети-блогеры неоднократно становились марионетками для родителей.

Стример из Кемеровской области принуждала дочку выпрашивать деньги у зрителей по время онлайн-трансляций, а треш-блогер из Краснодарского края заставлял маленького сына целовать манекен на видео.

Перед объективом смех и радость, а за кадром – обиды и слезы. Дети могут делать кассу, но лишаются детства. Настолько глубоко погружаются в виртуальный мир, что на реальный уже не остается времени. 

"Прерывается связь с реальностью. Они все время играют какую-то роль. В какой-то момент их жизнь становится не только достоянием общественности. Они понимают, что в нее может влезть каждый человек. Вот это приводит к очень тяжелым расстройствам", – заявил клинический психолог, старший преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии МГМУ им. Сеченова Арег Мкртчян.

Блистательная карьера популярного блогера-миллионника Глеба Митрофанова, известного в интернете под прозвищем Немалой, рухнула после скандального развода родителей. Они не могли поделить ребенка. Не как человека, а как источник дохода. Дело дошло до суда. Ассоциации блогеров пришлось встать на защиту подростка.

"Подняли резонанс, чтобы хоть как-то донести до органов опеки, до управления по правам человека, чтобы среагировали, чтобы ребенок мог продолжать свою деятельность. Когда ребенок приносит доход в семью, а родители разводятся, то непонятно: они делят ребенка или доход ребенка", – рассказала адвокат Руфина Эрдоган.

Видеоняни, смартфоны, фотоаппараты – детская юных блогеров иногда больше напоминает телевизионную студию, чем комнату отдыха, а сам ребенок как будто становится участником реалити-шоу. Одни родители снимают по сценарию, другие все подряд. Фиксируют чуть ли ни каждый шаг малыша. С первого взгляда видеоблог для ребенка кажется весельем и развлечением, но за кадром может скрываться тяжелый детский труд. Съемки порой занимают до девяти часов. Это полноценный рабочий день взрослого человека.

"Это серая зона регулирования. До 14 лет ребенок имеет право заниматься театральной деятельностью, деятельностью, связанной с музыкальной индустрией, но что касается блога как такового, то эта зона не регулируется, то есть не прописано в законодательстве, в каком объеме, сколько часов", – сообщила председатель Агентства по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.

Четыре года назад общественники Ленинградской области попросили прокуратуру проверить так называемые "тик-ток хаусы". Это дома, в которых жили молодые и юные блогеры для совместной работы. По мнению активистов, предприимчивые продюсеры могли эксплуатировать труд талантливых детей в своих целях. Уже в этом году с инициативой вышла певица Дарья Еропкина, более известная как Инстасамка. Она предложила защитить детей от родителей, превратившихся из пап и мам в медиа-менеджеров. Поводом стало выступление семилетней девочки-блогера. Она спела припев песни, в одном из куплетов которого есть упоминание мужского полового органа.

Общественная палата поддержала инициативу. Там предложили найти баланс между свободой творчества и защитой прав несовершеннолетних. В том числе от родителей, которые в погоне за деньгами и популярностью забывают о своей главной роли.

РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям

"Ребенок становятся бизнес-активом": как родители зарабатывают на детях-блогерах