Российские аграрии подводят итоги уборочной кампании
Аграрии подводят итоги уборочной кампании. Уже сейчас, по данным Минсельхоза, собрано более 135 миллионов тонн зерна, однако есть и убытки. В Новосибирской и Омской областях под снегом оказались сотни тысяч неубранных гектаров. Часть посевов и овощей уже погибла, но фермеры еще борются за урожай. Подробнее о ситуации в сюжете РЕН ТВ рассказал корреспондент Владислав Тамошаускас.
Совсем недавно эти поля переливались золотом, от ветра шелестели ровные ряды пшеницы, теперь здесь белая пустыня. Снег пришел раньше времени, мокрый и тяжелый, колосья покорно склонились перед наступившей зимой.
В Новосибирской области комбайны не успели пройти 120 тысяч гектаров полей. Под снегом оказалась не только пшеница, но и масличные культуры, лен и рапс, а часть овощей уже погибла. В Омской области масштаб проблемы в четыре раза больше, в полях остается лежать около миллиона тонн зерна.
"В области 460–480 не убрано гектаров. Это страшные суммы, скорее всего, речь пойдет о сотнях миллионов рублей, если не о миллиардах. Бешеные, просто бешеные, колоссальные труды, это в первую очередь труды и уже потом деньги", – заявил агроном Александр Джепа.
Кто-то уже решил бросить урожай до весны, кто-то всеми силами пытается вырвать хоть что-то из-под снега. Там, где снег хоть немного сошел, комбайны выходят в поле, пробуют молотить. При этом земля еще не промерзла и техника вязнет в грязи, грузовики буксуют, вывозят промокшее и тяжелое зерно на сушку.
"Это абсолютно новый и даже экспериментальный сушильный комплекс. Каждая вот такая вот емкость, их еще называют банками, может накопить до 3,5 тысячи тонн зерна. Внутри идет постоянный процесс вентиляции и подогрева, чтобы как можно дольше сохранять содержимое", – объяснил корреспондент.
Сейчас зерносушилки работают круглосуточно на газу или угле, топлива нужно много, это дополнительные расходы.
"С того зерна, которое промокло и не дошло до сушильного комплекса, вы выбросите 100 процентов зерна. Живой организм начинает выделять температуру, а температура увеличивается, оно просто сгорает, превращается в пыль", – добавил управляющий сельхозпредприятием Александр Дробноскок.
Фермеры считают: что ни делай, потери все равно будут колоссальные. Но речь уже идет не о качестве, а о том, чтобы сохранить хоть что-то. Большая часть зерна идет четвертым классом, растет доля самого низкого, пятого.
"Зерно становится щуплым, зерно может быть морозобойным – чем выше влажность зерна, тем сильнее оно повреждается. Навряд ли даже это зерно можно будет использовать для хлебоперерабатывающей промышленности", – признала кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрономии, селекции и семеноводства омского ГАУ Юлия Фризен.
Возможностей и времени остается все меньше. На улице с каждым днем холоднее, и снег на полях уже тает слабо. В Омской области из-за непогоды даже готовятся объявить режим чрезвычайной ситуации, это позволит хозяйствам обратиться за страховыми выплатами.
"Они в любом случае не компенсируют всех потерь аграриям. Когда вы не добираете урожай, никто не понимает, как его объяснить, зафиксировать и доказать, что это недобор", – добавил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Однако, несмотря на капризы погоды, в Министерстве сельского хозяйства заверили, что зерна хватает. По итогам уборочной кампании уже собрано 135 миллионов тонн, и этого будет достаточно для обеспечения внутренних потребностей и экспорта.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям