Суд встал на сторону покупателя в споре с таможней об авто
Ввоз подержанных иномарок в Россию грозит рекордом. Сегодня эксперты утверждают, что в ноябре он подскочил сразу в 2,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. И сейчас одно судебное решение может защитить кошельки покупателей. Экономическая коллегия Верховного суда запретила таможне доначислять пошлину после того, как она уже была уплачена.
На всех ли это распространяется, выяснил корреспондент РЕН ТВ Валентин Трушнин.
История многодетной матери из Омска Ольги Никитиной начиналась, как у многих других. Она заказала машину из Республики Кореи, растаможила, а потом пришло письмо из ФТС: "При ввозе вы занизили стоимость, нужно доплатить пошлину, еще 1,7 миллиона рублей". Ольга обратилась в суд и неожиданно выиграла.
"В суде Шушаков, представитель таможни, всячески говорил, что я мошенница и обманываю государство, и из-за таких людей, как я, государство в плачевном состоянии", – рассказала Ольга.
Машину Ольга купила в декабре 2021 года. За полугодовалый семиместный микроавтобус она заплатила 24 тысячи долларов. Цена ниже рыночной, так как машина побывала в аварии.
"Нашли фирму, которая продает эти машины в Корее, связались. Они нам выслали счет. Это, конечно, было безумие, если бы видели счет, там просто квадратная печать с иероглифами. Я прихожу, говорю, отправьте сюда деньги, вы можете? Они говорят, да, подключают валютный отдел, мы прикладываем договор, отправляем деньги. Все, и ждем. И я жду, пришлют ли нам машину", – вспоминает владелица корейского авто.
Это платежное поручение и договор купли-продажи Ольга и предъявила суду как основное доказательство стоимости автомобиля. Именно его таможня пыталась оспорить.
"Вот такой же микроавтобус, как у нашей героини. Его рыночная стоимость начинается от 6,5 миллиона рублей и выше в зависимости от комплектации. Но как определить стоимость бывшей в употреблении машины? Федеральная таможенная служба поступает просто: она находит несколько похожих объявлений – по году выпуска, по пробегу – и вычисляет среднее арифметическое. Это и есть рыночная стоимость. Но как быть, если машина побывала в аварии, была восстановлена, и покупатель с продавцом договорились о существенной скидке? В этом суд и разбирался", – пояснил корреспондент.
Основной аргумент представителей таможни, что в таблице представлены цены на четыре таких же автомобиля. Стоимость колеблется от 41 до 57 тысяч долларов. Но, во-первых, они не битые, а, во-вторых, Ольга покупала машину в 2021 году, а эту статистику таможенники собирали в интернете уже в следующем году, поэтому суд не счел доводы сотрудников убедительными.
"Информация на этих сайтах непроверенная, и таможенный орган ни одним документом не доказал, что действительно та информация, которая располагается на исследованных ими сайтах, достоверная", – отметила юрист, исполнительный директор ООО "Таможенный портал" Елена Лихачева.
В распоряжении РЕН ТВ оказалась аудиозапись судебного заседания. На ней представитель читинской таможни приводит свой последний аргумент. Хоть в России и не прецедентное право, но победа Никитиной может послужить примером для других судов.
"У таможни был один аргумент. Если Никитина выиграет, ей нельзя выигрывать, потом физические лица встанут караванами на таможне, будут таможить и занижать стоимость. А мы что? Что мы будем делать?" – подчеркнула Никитина.
В итоге Ольга сумела доказать, что машина стоила ровно столько, сколько она за нее заплатила. Помогли в том числе документы, подтверждающие факт аварии: страховые выплаты и аукционный лист с перечнем ремонтных работ. Дополнительную пошлину Ольге платить не придется. И это первый такой случай, когда не потребовалось вмешательство Конституционного суда.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям