Дать новую жизнь: как пытаются сохранить исторические здания в России
Восстановление исторических зданий оказалось дороже, чем строительство новых
Сразу два исторических здания выставили на продажу в Москве, оба – объекты культурного наследия, но требуют ремонта. Торги назначены на март, стартовая цена измеряется в сотнях миллионов рублей. Правда, покупатели также должны взять на себя обязательства по восстановлению и сохранению архитектурных ценностей. И в этом, пожалуй, основная причина, почему многие старинные здания пустуют и стремительно ветшают. О главной проблеме культурного фонда узнал корреспондент Александр Надсадный. Подробнее – в сюжете РЕН ТВ.
В Белорусском Полесье появилось новая мода, покупать за символические деньги памятники с историей. Этот комплекс зданий, построенный в XVIII веке, достался местному предпринимателю, который купил его на торгах менее чем за 10 тысяч рублей.
"Только авантюрист мог купить такое здание, учитывая его историю и нестандартных обитателей этого места", – заявил предприниматель Антон Войстрик.
Когда-то под сводами длинных коридоров размещался иезуитский коллегиум, потом была усадьба местной знати, а после расположилась психиатрическая больница. После пожара историческое здание медленно зарастало крапивой, пока не появился новый хозяин, организовавший в процедурных и палатах современное арт пространство. На российских просторах купить или арендовать объекты культурного наследия сложнее. По законодательству, нужно соблюдать множество правил и нюансов.
"Первый заход, он всегда романтический, а потом начинаются реальные проблемы, потому что памятник – это все-таки объект, который состоит из материалов, процессов, которые идут там, и так далее, так далее", – рассказал вице-президент Союза Реставраторов России, архитектор высшей категории Сергей Куликов.
Одним словом – это дело дорогое, хлопотное и бесприбыльное. Может, поэтому сохранение культурного наследия в России давно считается проблемой государственного масштаба.
"Мы видим красивые балконы, которые сейчас, к сожалению, утеряны", – показала исторический особняк историк, гид авторских экскурсий Екатерина Волкова.
И это в самом центре Уфы, доходный дом Веденеева – шедевр дореволюционной архитектуры, но почему-то с трудной судьбой. Пять лет назад потрепанный временем памятник истории и архитектуры начали реставрировать частники. Две тысячи квадратных метров стоили 100 миллионов рублей. Начатое благое дело они до конца не довели.
"Я прекрасно понимаю, что его восстановление стоит больших денег, но, если мы вкладываемся в культуру – это же долгосрочные вложения", – говорит историк Екатерина Волкова.
Возможно, всему виной стал пожар. То, что исторические здания стоят на бесценной земле и горят, как спички, – дело частое. Нередко от таких пепелищ тянет криминалом.
Закон каменных джунглей беспощаден к историческим зданиям. Новые проекты – это большие деньги и коммерческие интересы, которые прожорливо поглощают старую архитектуру.
Построенный в 1956 году в Красноярске дворец культуры завода "Сибтяжмаш" в 90-х мог бы стать котлованом для очередного торгового центра. В историческом здании текли трубы, отопление не работало, а по холодным коридорам гулял ветер безысходности.
"Капитальный ремонт здания и паркового пространства требуют больших человеческих, временных, финансовых вложений. С 2012 началось реконструкция", – сообщил замдиректора по реализации молодежных проектов и программ Александр Гладкий.
Новую жизнь в старые стены вдохнула креативная молодежь, которая показала, как нужно любить свой город. Власти это заметили и поддержали напор и необычный проект.
Когда-то в волгоградском ДК имени Кирова было светлое фойе с хрустальной люстрой и бархатными кулисами, принимал именитых народных артистов, а в кружках пели и учились рисовать дети. О счастливой жизни в стенах культурного наследия поисковик-краевед Дэя Григорьевна написала несколько книг. Теперь они – документальные свидетельства и память о ее счастливом культурном прошлом.
"Хочется, чтобы наш ДК был возвращен народу. Он имеет право. Он – памятник культуры и архитектуры", – сказала Дэя Вразова.
Именно так решил предприниматель из Иркутска, который взялся за восстановление заброшенных деревянных домов в центре восточной Сибири.
"Это инвестиции в будущее, в город, в детей", – считает инвестор Антон Гришунов.
За несколько лет трудов тлеющие объекты культурного наследия он превратил в туристическую достопримечательность. Хотя сейчас, когда все дорожает, планы по реставрации приходится корректировать.
"Есть проблемы в Иркутске с подключением – нужно тепло, свет, воду", – поделился он.
Сегодня реестр охраняемых памятников насчитывает порядка 150 тысяч зданий, восстановить которые государство не в силах. Возможно, поможет инициатива президента, оформленная в новую программу по сохранению исторических объектов, где упор сделан не на государственное финансирование, а на создание комфортных условий для частых инвесторов, готовых вкладывать деньги в объекты культурного наследия.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям