Version: 0.1.0

РАН: Почти все чиновники готовы расстаться с госслужбой ради статуса академика

В списке известных чиновников-академиков, находящихся под угрозой увольнения, 14 фамилий. Комментируя новость, не раз вспомнили поговорку о двух стульях, выбрать из которых придется только один. Но все же главное не это – кто эти 14 человек? Эффективные чиновники и менеджеры, просиживающие на работе с утра до ночи, или талантливые ученые? Ответ на это вопрос, наверное, можно услышать только в самом сердце академии наук.

Уютный особняк в центре столицы выглядит очень скромно, до недавней реформы РАН распоряжалась сотнями тысяч квадратных метров элитной недвижимости и землями по всей России. Сейчас, после реформы, когда некоторых ученых вернули от жизни беспечных рантье к науке, позолота на мебели слегка поблекла. Но это лишь внешне, по сути, Академия наук осталась все тем же элитарным клубом.

Позицию Академии наук подробно нам согласился разъяснить главный ученый секретарь, академик Михаил Пальцев. Глава академии Владимир Фортов, по его словам, заболел. Начали с замминистра МВД.

"Савенков – очень крупный ученый в области права..." — заявил РЕН ТВ Пальцев.

А это уже про зам. управделами президента Константина Котенко:

"Он очень крупный медик…" — утверждает главный ученый секретарь.

А еще Василий Христофоров из ФСБ, "один из крупнейших архивистов России".

Крупным оказался и заместитель министра образования Алексей Лопатин.

"Идет речь о Лопатине, замминистра образования. Его, извините, уговорили, он в чиновники пришел из науки – он ведущий палеонтолог страны", — говорит Пальцев.

Звучит очень убедительно. Даже как-то не приходит в голову сомневаться, но альтернативное мнение игнорировать нельзя.

"Вот один из кандидатов – это Лопатин, замминобр… Этот человек наукой не занимается уже больше 10 лет, он занимается некоей бюрократией. Вот у них научные статьи и все прочее. Хорошо, это важный вопрос. Как они пишут? Это делают младшие научные сотрудники. Потому что они вынуждены, их сделали рабами, они работают на эту бюрократическую машину, пока эта машина стяжает квартиры, должности и т. д. Выходит, что среднее научное звено работает на то, чтобы у них были эти научные статьи", — комментирует Вера Мысина.

Ученый генетик Вера Мысина, бывший руководитель совета молодых ученых, Лопатина знает лично. Оснований не доверять ей нет, ведь это ее откровения в 2013-м легли в основу фильма-расследования РЕН ТВ, после которого о колоссальной коррупции и кумовстве в РАН узнала вся страна. Проданный флот и земля, а вместо инноваций бесконечные бизнес-центры и элитные квартиры для своих. Нищие ученые и сверхбогатая верхушка академии.

Реформа состоялась, но, по словам Веры Мысиной, свое влияние те, кто привык смотреть на академию как на источник личного обогащения, не утратили, а пример оказался слишком заразительным.

"Вот, например, есть академик Георгиев, у него уже и дочь, и сын – все академики и членкоры, они что, все такие гениальные? У меня вопрос, а где тогда открытия и где достижения? То есть уже более 1000 член-корреспондентов и академиков", — продолжает Мысина.

В самой академии уверяют, слова президента все услышали, и очень хорошо. Готов уже и ответ.

"Практически со всеми я беседовал, и все они, они все ознакомлены с мнением президента, и все они сказали, что если вопрос стоит о выборе быть членом академии наук или продолжать работать, они сказали, что все сделают выбор в пользу академии наук", — утверждает Михаил Пальцев.

И здесь, конечно, возникает резонный вопрос, а какое вообще качество всех этих чиновников, сенаторов и силовиков, если вот буквально завтра они все готовы бросить и уйти с работы. И еще. Слова академика Пальцева слегка расходятся с реальностью. Вот, к примеру, еще один новоиспеченный академик – сенатор Совета Федерации Арнольд Тулохонов – бросать работу ради науки готов едва ли, по экономическим соображениям.

"Зарплата сенатора, она сейчас около 300 тысяч... А эта стипендия - 50, она пожизненно", — говорит Тулохонов.

Но есть, правда, и другие примеры. Наверняка заместитель министра МВД Александр Савенков уход из ведомства в академию переживет. Верится с трудом в то, что свой большой новый дом в элитном Подмосковье он построил на одну государственную зарплату.

Наука нужна и важна, стране жизненно необходимы новые идеи и технологии. Быть ученым вполсилы в таких условиях как минимум странно… Впрочем, провожая нас, академик Михаил Пальцев предположил, что решение по каждой кандидатуре, вероятнее всего, будет индивидуальным.