Как РАН стала элитарным клубом чиновников
Новые члены РАН, числом 14 – это те, кто при госдолжностях и высоких постах за большую государственную же зарплату, исчисляемую сотнями, к которой теперь добавляется пожизненная стипендия от 50 до 100 000 рублей. Здесь весь силовой блок – замминистра МВД Александр Савенков, Василий Христофоров из ФСБЮ, где он трудится начальником управления регистрации и архивных фондов, Александр Фисун из министерства обороны, а еще Константин Котенко из администрации президента, член правления Газпрома Олег Аксютин и многие-многие другие.
Приведем в пример заведующего кафедрой информационной безопасности Финансового университета при правительстве Игоря Шеремета. Как мы выяснили, занятый на госдолжности новый членкор РАН тут, где проходит его непосредственная научная деятельность, появляется в исключительных случаях. Утешает только то, что он тут не один такой.
Сразу отсюда – на кафедру криминалистики юрфака МГУ: именно тут профессором с 2012 года числится замминистра МВД Александр Савенков, теперь тоже член-корреспондент РАН.
"Заведующему кафедры в серьезном современном вузе времени даже не очень-то остается, чтобы свои научные исследования осуществлять. А чтобы там на полставки, на треть ставки, я в это отказываюсь верить. Это означает, что есть какой-то "подснежник", как мы говорим, есть какой-то человек в вузе, который по факту осуществляет руководство учебным подразделением, кафедрой, учебным процессом, в то время как, вот тут уже вполне уместно сказать, свадебный генерал появляется там время от времени", – считает завкафедрой связей с общественностью факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Гавра.
Если говорить о научных заслугах начальника Главного военно-медицинского управления Минобороны Александра Фисуна, то это шесть статей в медицинской базе данных публикаций в реферируемых журналах Pubmed. Российский индекс научного цитирования о существовании Фисуна только догадывается, зато в Российской государственной библиотеке есть списанные диссертации, в которых Фисун указан как научный руководитель… Неудобно получилось.
Весьма странной выглядит и стремительная научная карьера заместителя Управделами президента Константина Котенко. Отучившись на врача в 91-м году, через десять лет он окончил еще и юрфак, а потом всего за пять лет – кандидатская, докторская и звание профессора медицины – словно семечки. И самое главное: важно помнить, все эти люди, в первую очередь, сделали успешную карьеру в госструктурах
"Вы знаете, медицина, конечно, особая наука, и если этот человек обобщал какие-то клинические практики, делал исследования, десятилетиями накапливал какой-то опыт, оперировал и так далее, то обобщить, наверное, за три года можно. Но в целом путь от кандидата до доктора наук за три года, разумеется, вызывает вопросы по той причине, что, если мы возьмем просто закон об образовании и положение Высшей аттестационной комиссии, то вполне очевидно, что такого рода научный рост может быть связан только с каким-то величайшим открытием", – заявил Гавра.
Уютный особняк в центре столицы выглядит очень скромно. До недавней реформы РАН распоряжалась сотнями тысяч квадратных метров элитной недвижимости и землями по всей России. Сейчас, после реформы, когда некоторых ученых вернули от жизни беспечных рантье к науке, позолота на мебели слегка поблекла. Но это лишь внешне – по сути Академия наук осталась все тем же элитарным клубом.
Генетик Вера Мысина как бывший руководитель Совета молодых ученых Алексея Лопатина знает лично. Только не Лопатина-академика, а Лопатина-бюрократа. Оснований не доверять ей нет, ведь это ее откровения в 2013-м легли в основу фильма-расследования РЕН ТВ, после которого о колоссальной коррупции и кумовстве в РАН узнала вся страна. Проданный флот и земля, а вместо инноваций – бесконечные бизнес-центры и элитные квартиры для своих. Нищие ученые и сверхбогатая верхушка Академии.
Тогда Вере Мысиной угрожали расправой. Обошлось. А на этой неделе в СИЗО Новосибирска умер Павел Подъячев – он тоже был героем фильма. Вот на архивных кадрах он показывает ушедшую в частную собственность дачу академика Асеева. Подъячев последовательно боролся с коррупцией в Сибирском отделении РАН. Раздобыл и передал нам список жильцов новостроек, где квартиры получила местная академическая верхушка и почему-то сотрудники ФСБ, хотя строили для аспирантов и многодетных ученых. Это фрагмент интервью 2013 года, тогда на Павла было совершено покушение.
В успех уголовного дела в отношении Павла Подъячева о якобы имевшем место вымогательстве взятки у академиков в Новосибирске верили единицы. До суда, как будто, по божьей воле оно так и не дошло. В этот вторник Подъячев внезапно скончался в камере. Реформа состоялась, но по словам Веры Мысиной, свое влияние те, кто привык смотреть на Академию как на источник личного обогащения, не утратили, а пример оказался слишком заразительным. То, что происходит внутри академических институтов, по-прежнему тайна за семью печатями.