Как будет воплощена обновленная доктрина информационной безопасности
Обновлен документ, который содержит ответы на все самые современные вызовы, с которыми сталкивается страна. Впервые с 2000 года появилась новая редакция доктрины информационной безопасности. Ее сегодня утвердил Владимир Путин. В ней открыто признается, что Россия все еще сильно зависима от глобальных технологий, а потому сохраняются риски, способные поставить под угрозу безопасность.
И здесь появился повод вспомнить понятие, которое в сфере кибертехнологий используется крайне редко, – импортозамещение.
По своей значимости это не меньше чем оборонная доктрина. Россия официально признает то, о чем мир говорит последние годы. Безопасность государства и общества зависит не только от армии или экономики. Слишком многое сейчас решают информационные технологии. И дело тут далеко не просто в каких-то там хакерах.
Мир давно стал цифровым. Современные биржи пусть и торгуют виртуальными товарами, но за реальные деньги. Удачная атака на них вполне может обрушить экономику. То же самое касается и банковской сферы. Исследовательские институты, аэропорты, заводы, военные линии связи, да даже система ГАС "Выборы" – все это связано с информационными технологиями. А значит, нуждается в защите.
Наконец, общественное мнение. Манипуляции с ним вполне могут привести к взрыву. Взять те же социальные сети. Что они означают для современного общества, миру показали революции на Ближнем Востоке. Там толпы были лишь инструментом, а главным оружием стал Twitter. Чем все закончилось?
К слову, сейчас такие же методы вовсю используют террористические организации. Вербовка сторонников в социальных сетях, распространение экстремистских взглядов – со всем этим сталкивается современное общество. Но манипуляторы общественным мнением далеко не всегда принадлежат к запрещенным организациям.
Как некоторые государства относятся к информации, рассказал вот этот человек. Эдвард Сноуден в 2013-м. Тотальная слежка в эпоху открытого, казалось бы, общества оказалась суровой реальностью. То, что такие действия нарушали законы десятков стран, никого не интересовало. И дружественными действиями это вряд ли можно было назвать.
Что противопоставить? В российской доктрине много говорится о развитии собственных информационных технологий. И кое-что уже вызвало споры. А не ответит ли наша страна на тотальную слежку собственным тотальным контролем? Ну например – в области противодействия переписыванию истории.
Информационное противостояние не похоже на то, как его изображают в боевиках. Нет, конечно, есть и группы хакеров в очках. И терабайты информации. Но чем было, например, недавнее решение Европарламента, приравнявшего российские СМИ к террористическим организациям?
Вслед за принятием доктрины последует целая цепочка действий: поручения правительству, постановка задач секторам российской экономики, создание независимой инфраструктуры интернета. А затем разработка новых технологий, начиная от собственных микросхем и программного обеспечения заканчивая отработкой действий властей в условиях глобального информационного противостояния.