Скандал достиг кульминации: фасад Казанского собора начал покрываться пятнами
В Петербурге достиг своей кульминации скандал, который касается одного из главных символов Северной столицы. Жители города требуют вернуть исторический облик Казанскому собору. После реставрации на его фасаде начали появляться странные пятна. После долгой реставрации один из главных символов Северной столицы заметно посветлел, словно хамелеон научился менять цвет и регулярно покрывается пятнами. Эта странная особенность – главный аргумент в спорах о том, надо ли было менять облик. И в том, что надо, похоже, убеждены только сами реставраторы.
Не тронутый мастерами южный фасад – благородного "подкопченного" цвета, словно напоминание – "как было". Парадный вид с Невского демонстрирует "как стало". Светло-бежевым собор стал за 4 года и несколько десятков миллионов рублей. А после первого же дождя уникальная колоннада покрылась пятнами, словно потолок старой квартиры после протечки. "Я вам хочу показать одно из пятен, которое хорошо различимо в любую погоду. Но наиболее хорошо проступают пятна после дождя", – сказал лидер движения "Солидарный Петербург" Анатолий Канюков.
Для Петербурга с его погодой фраза "после дождя" означает пять дней в неделю. И если в начале реставрационных работ местные активисты просто требовали вернуть прежний облик, то сейчас каждое пятно на стене воспринимают как личное оскорбление жителя культурной столицы.
"Проблема – это эстетический облик собора. Если после каждого дождя он становится похож на гепарда, то это проблема. И нам, как жителям города, и туристам непонятно: что вдруг произошло с Казанским собором после реставрации, что он так меняет цвет", – заявил Канюков. Об эстетике, конечно, думали, оправдываются рабочие, но главной задачей было защитить пудостский камень, из которого и сделаны фасады. В качестве примера – небольшой кусок облицовки, который без должного ухода, от времени и влажности превратился в труху.
"Он сереет, набирает гипс, сажистые садятся. А его очень тяжело чистить, он же пористый", – уверяет главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ Сергей Турчинский. То есть, чтобы спасти собор, его одели в своеобразную броню. Говорят, выбрали самую лучшую технологию, немецкую, проверенную на Рейхстаге.
"Самый правильный и самый близкий для этого камня консервант – это известь, это родные материалы", – пояснил архитектор проекта реставрации Казанского собора Марк Коляда. Но передовые европейские разработки проверку обычной российской погодой не прошли. В Германии они, может, и работают, а в Петербурге, судя по пятнистым стенам, на них аллергия.
"После дождя пройдите и посмотрите на фасады. Вы увидите на фасадах пятна. Подождите немного. Можете постоять, можете прийти на следующий день. Вы их увидите? Нет. Они высохнут", – заявил первый заместитель председателя КГИОП Петербурга Александр Леонтьев.
Рецепт хоть сейчас во все путеводители: не нравятся разводы на Казанском – отвернись, придешь посмотришь, когда выглянет солнце и пятна исчезнут. Чиновник, видимо, забыл старую шутку о петербургской реальности: в этом городе дожди идут с 1703 года.