Неправильные пчелы: в России участились случаи отравления медом
Некачественный сахарный сироп, опасные концентраты и даже антибиотики для пчел – на какие только ухищрения не готовы пойти продавцы меда ради большей прибыли. Причем зачастую пренебрегая здоровьем покупателя. Только за последний месяц с отравлениями медом в больницы поступили десятки россиян. Журналисты РЕН ТВ провели собственное расследование и выяснили, что опасный продукт предлагают даже известные производители.
Всего одна банка меда едва не убила Дмитрия Смирнова и его жену. Врачи подозревали пневмонию, пока не проверили продукт, купленный на ближайшем рынке. Тесты показали, что именно мед – главная причина ночных кошмаров.
"При этом днем себя чувствовал отлично, а по ночам начинались дикие боли, потливость, тошнота, температура поднималась до 39", – рассказывает Дмитрий Смирнов.
Эффект неожиданный, но предсказуемый, если знать, что покупаешь. В такой отраве на бочку меда приходится ложка метаболитов нитрофуранов – это вещества на основе антибиотиков, способные вызвать анемию, осложнения на почки и печень и даже сердечную недостаточность. В Россельхознадзоре уверены: если покупатели на протяжении долгого времени употребляют такую продукцию, то, получается, сами себя медленно убивают.
"Мы выявляем и фальсифицированный мед, где-то четверть всего блюда, которое находится на рынке. Сейчас нам надо выстраивать систему проверки, сквозную. То, что называется, от улья до стола потребителя. Вот тогда мы можем быть уверены, что весь мед, который находится в торговых сетях, – безопасен для потребителя", – говорит помощник руководителя Россельхознадзора Алексей Алексеенко.
Пчеловоды идут на все ради сладкой прибыли. Мед разбавляют сахарным сиропом, зачастую тоже некачественным. Перегревают – чтобы дольше хранился, – не обращая внимания на токсичное вещество, которое выделяется при больших температурах. Самих пчел пичкают химией и лекарствами – лишь бы не болели и дольше трудились. Подчас находят банки, в которых концентрат, сделанный в лаборатории.
Неправильные пчелы делают неправильный мед. Если производитель подмешивал насекомым в пищу некачественный сахарный сироп или антибиотики – все это обязательно попадет в банку. Превратившись в опасные вещества вроде тех же метаболитов нитрофуранов. Один Россельхознадзор знает, сколько элементов таблицы Менделеева мы съедаем в одной ложке меда – просто потому, что пчеловод решил заработать несмотря ни на что.
Но самое ужасное: те компании, которые сейчас проверяет Россельхознадзор, скорее всего, от ответственности уйдут. У чиновников связаны руки из-за отсутствия отдельного закона о меде. А ГОСТы предполагают, что в продукции могут быть антибиотики – правда, всего два и в небольших количествах, но таких допусков вполне достаточно, чтобы производители по-своему трактовали название "липовый мед".
"В 35 процентах случаев небольшие остатки антибиотиков были выявлены. Другой вопрос – это не нарушение действующего законодательства, поэтому мы не можем признать эти товары товарами некачественными", – сетует пресс-секретарь АНО "Российская система качества" Мария-Марта Галичева.
Дмитрий Смирнов купил банку отравы на рынке, но и большие сети не застрахованы от фальсификатов. А на всевозможных ярмарках продают такие экземпляры, что можно подумать, над производством меда в нашей стране уже трудятся не только пчелы, но и эльфы.