ФССП втянули в схему: в ведомстве заявили, что не имеют отношения к проверке решений судов
Схема по отмыванию денег, о которой стало известно после публикации "Коммерсанта", затронула болезненную тему – в стране действует ряд законов, которые принимаются ради лоббирования интересов, а не для блага граждан. В этом уверена экономист МГУ Елена Ведута. По ее словам, законы принимаются хаотично, "в рамках узко эгоистических интересов".
"Не секрет, что при составлении какого-либо документа продумывается и схема, как обойти закон. И на данном этапе как раз и появляется коррупция, поскольку лоббируются чьи-либо интересы", - заметила эксперт.
Умельцы, воспользовавшиеся схемой, которая якобы затрагивает Федеральную службу судебных приставов, банки, суды, нашли уязвимость в законах. Так, для того, чтобы выводить средства, два юридических лица, одно из которых зарегистрировано за границей, договариваются о взыскании долга через суды. Нерезидент обращается с требованием погасить задолженность, а ответчик-резидент соглашается с его требованием. После этого суды выносят постановления, мол, со счета должника нужно взыскать требуемую сумму. И тогда по цепочке включаются судебные приставы. На счет ФССП, по действующему законодательству, переводятся средства, а затем эти деньги уплывают в банки на иностранные счета. В результате данных махинаций госструктура оказывается втянута в процесс по легализации денег. Так схему изложила газета "Коммерсантъ".
Как пояснили в ФССП, они знают о существующей проблеме. Однако в компетенцию судебных приставов не входит проверка случаев отмывания средств. Отмечается, что в полномочия сотрудников ведомства входит только исполнение решений судов по поступившим исполнительным листам.
Источник "Коммерсанта", представитель банка из топ-10, заявил, что банки, которые являются следующим после ФССП звеном схемы, отказать в исполнении поручения о переводе средств не имеют права. Фактически они оказываются заложниками ситуации, отмечает собеседник издания. При этом он подчеркивает, что кредитные организации в подобном случае в рамках 115-ФЗ могут уведомить о таких операциях уполномоченные органы.
Эксперт об отмывании денег с помощью судебных приставов: В законах страны – сплошной хаос >>
Глава совета директоров "Комюр" Эдуард Ребгун отмечает, что многое в данном вопросе решают суды, которые запускают по цепочке весь процесс.
"В каждом конкретном случае очень многое зависит от судьи: чтобы понять, что конечной целью тяжбы является перевод средств с банковского счета российского резидента на зарубежные счета нерезидента, нужно изучить все обстоятельства сделки. Но судьи не считают это необходимым, поскольку оба участника мошеннической схемы — как истец, так и ответчик, — согласны с судебным решением", - приводит его слова портал RNS.
Эксперт отмечает, что пока единственным инструментом в борьбе со схемой, которая якобы со всех сторон защищена буквой закона, является ответственность и профессионализм судей плюс системный подход.
"Для того, чтобы ставить преграду этой схеме, суды должны признать, что она приобрела массовый характер. В таких случаях Верховный суд, как правило, делает обзоры и дает рекомендации", - отметил он.
О масштабах проблемы свидетельствует статистика ЦБ. По данным Банка России, приведенным "Коммерсантом", только за прошлый год с помощью подобной схемы из страны было выведено более 16 млрд руб, то есть более 10 % от всего объема выявленных сомнительных операций за год. Регулятор отметил, что всего суды приняли решения по имеющим признаки такой схемы искам, требования которых колеблются от 0,4 до 6 миллиардов рублей, на сумму более 37 миллиардов рублей.
В ЦБ подчеркивают, что отсутствие полномочий для проверки сути сделок между кредитором и должником и реальности деятельности этих компаний как раз и является первопричиной законности такой схемы.