Директору Пушкинского музея Ирине Антоновой — 95
В одном из самых авторитетных музеев России в эти минуты играют виртуозы — в ее честь. Сегодня день рождения у легендарной Ирины Антоновой — директора изобразительных искусств, как часто ее называют. Элегантная, с врожденным свойством убеждать, она стала символом эрудиции и вкуса. А когда-то Антонова всерьез выбирала между математикой и живописью, с тех пор в ее стиле только нестандартные решения. Именно она осмелилась провести в СССР самую громкую авангардную выставку, и именно Антонова первой предложила рассматривать русских художников в сравнении с другими.
В выходные и в будни. В жару и в дождь. На Джоконду, сокровища Лувра, Прадо, Метрополитен-музея — еще в Советском Союзе — и на Тициана, Караваджо, Рафаэля, уже в новой России в Пушкинский всегда были очереди. Ведь это — самый смелый музей страны, который определял ориентиры и тренды искусства… А задавала их она. Неумолимо, смело и горячо.
В свой день рождения Ирина Антонова на работе.. 95 — не повод останавливаться и тем более отменять дела…
"Вот, например, в январе я была в Нью–Йорке, я не могу сказать, что мне так уж и легко летать, но когда это связано с моей работой, с подготовкой к выставке, я не сомневаюсь, что должна полететь", — говорит она.
Она живет, как молодой человек, девушка, с полным рабочим графиком, с полной отдачей, успевает сделать значительно больше, чем многие совсем молодые люди.
"Мне всегда нравилось, что Ирина Александровна ходит вот с такой прямой спинкой, она никогда не позволит себе сгорбиться. Она всегда несла себя и культуру", — говорит Ольга Свиблова.
Выступлений Антоновой ждут многие мировые музеи. Но особенно Дрезденская галерея. С ее шедевров и началась карьера молодого научного сотрудника…
Во время войны Ирина Антонова работала медсестрой, а в апреле 45-го пришла в Пушкинский музей, на ее глазах разворачивали и восстанавливали многие из этих полотен, привезенных из Дрезденской галереи. 10 лет советские художники-реставраторы лечили, восстанавливали поврежденные войной полотна, а потом вернули их обратно домой. Это беспрецедентный в Истории искусства случай…
Интерес к жизни — секрет ее долголетия, чутье на дух времени, настроения публики, успех популярных выставок. Впрочем, к любому ажиотажу Ирина Александровна относится с осторожностью.
Привычное дело встретить Ирину Антонову на культурном мероприятии или за рулем автомобиля, признается — недавно поменяла права… Мобильна и всегда на связи.
А случалось разное от бытовых вопросов. Однажды протекла крыша, и заливало картину Пуссена. Ирина Александровна приехала в 3 часа ночи, чтобы ее спасать, до звонков из министерства культуры... Антонова часто шла параллельно госполитике: впервые показывала нежелательных в союзе мастеров, выставляла картины русских авангардисто.
Как ее только не называли: ангел хранитель Пушкинского, железная леди, генерал в юбке. Политики вздыхали: им бы такую Маргарет Тетчер.
И до сих пор, кажется, нет ничего невозможного — в 92 Ирина Антонова покинула пост директора, став президентом Пушкинского, а в 95 всеми силами борется за расширение музейного городка. И эта мечта обязательно должна сбыться, ведь она снова доказывает, убеждает… А перед этим напором еще никто не устоял.