Отечественные фермеры рассказали о продуктовой несправедливости
Сегодня Минтруд назвал профессии с самой высокой и самой низкой зарплатой. Больше всего в нашей стране получают те, кто не создает реальный продукт, а занимается подсчетом денег. Именно в финансовой сфере средняя заработная плата составляет 78 тысяч 311 рублей. А вот работающие на земле получают меньше всех.
По данным ведомства, средний уровень дохода в сельском хозяйстве в прошлом году составил 21 тысячу 445 рублей. Понятно, что это всего лишь усредненные показатели и вилка доходов может быть совершенно иной. При этом вот еще что важно: за минувший месяц никто из нас богаче явно не стал.
По данным Росстата, реальные доходы населения в апреле вновь рухнули на 7,6 процента. И этот процесс, увы, продолжается уже три года подряд. При этом, несмотря на официальное снижение уровня инфляции, цены в магазинах, особенно больших, вниз не идут. Хотя, казалось бы, на рынке уже должно быть достаточное предложение дешевых и качественных продуктов.
Фермер Виктория Богданова свою клубнику продает прямо с ящиков на небольшом городском рынке. И вроде бы ее ягода и сочней, и красней тех, что лежат в сетевых супермаркетах, но ее отборный фермерский товар на порог больших магазинов даже не пускают.
"Они дают очень маленький процент по закупке, то есть что мы выращиваем, отдаем практически даром", — сказала фермер Виктория Богданова.
270 рублей за родную ростовскую клубнику супермаркеты фермеру не заплатят. Сеть лучше закупит импортную — пусть мятую, но гораздо дешевле фермерской. И люди купят там, где цена меньше. Таким образом, фермерская конкуренция с сетями на современном рынке равна нулю.
"Фермерская продукция по определению не может быть недорогой. Она дорога в закупке, она скоропортящаяся, и с ней торговым сетям невыгодно работать", — заявил президент совета Гильдии маркетологов Игорь Березин.
Казалось бы, в непростые финансовые времена малому бизнесу была обещана государственная поддержка, но вместо молочных рек и мясного изобилия отечественный производитель еле-еле сводит концы с концами. Благоприятную схему взаимодействия рушат торговые империи, которые в погоне за прибылью покупают товар у производителя дешево, а продают дорого. Из-за такого двойного навара фермер не может реализовать продукцию по достойной цене, покупатели тратят столько, сколько скажет сеть, а маленькие магазинчики не в состоянии конкурировать с большими сетями.
"У них есть крупные импортные поставщики, где все налажено. К этому привязана система кредитования, логистики. Начинать взаимодействовать с небольшими производителями — для них обуза", — сообщил президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
Исключив мелких отечественных производителей, торговые сети заваливают прилавки импортными продуктами, которые дешевле фермерских, хотя цена на них за год заметно подросла: импортное мясо подорожало на 17 процентов, птица на 27 процентов, цена на масло выросла в 1,7 раза, а на молоко — на 18,6 процента. От такой продуктовой несправедливости отечественные фермеры уже буквально кричат.
"С российскими торговыми сетями у нас одна проблема. Это общение сводится к общению акулы с едой. Они нас съедают, они нами питаются. И для нас единственный вариант — это создание маленьких кооперативных магазинов", — считает фермер Олег Сирота.
А тут еще на овощебазах сезонные убытки оказались больше обычного. Из заготовленной впрок моркови, свеклы, капусты испортилась треть, а это значит, что сезонное удешевление обернется подорожанием, уже зафиксирован рост цен на 10 процентов. А дефицит витаминов сетевики, как обычно, компенсируют за границей.
Так что, несмотря на призывы поддержать отечественного производителя, бизнес ростовского фермера Виктории скисает на глазах вместе с ее клубникой, которая не нужна ни сетевым магазинам, ни покупателям, у которых просто нет денег на родную ягоду, пусть и выращенную с душой.