Пожары в Сибири: как жадность парочки коммерсантов лишила сотни людей крыши над головой
Пожары в Сибири - трагедия даже не по количеству жертв. Как это ни цинично звучит, cлава Богу, погибших не много. Но сотни людей лишились всего имущества - лишились быстро. А главное - причины пожаров можно было устранить давно, но никто этого не сделал. В Красноярском крае и в Иркутской области введен режим чрезвычайной ситуации федерального уровня. Сгорели в общей сложности более 144 домов, три человека погибли. Сначала грешили на традиционный пал сухой травы. Но корреспондент РЕН ТВ Леонид Китрарь выяснил, что как минимум в двух случаях причиной пожаров стало возгорание на лесопилке.
Пожар в Канске спасатели назвали огненным штормом. Этого когда множество очагов объединяются в один, давление над пламенем падает и раскаленный воздух устремляется вверх, а холодный моментально занимает его место. Получается, будто работают огромные кузнечные меха. И горит все, что только может гореть.
Пожар здесь длился всего-то полчаса. Но пламя свободно перекидывалось с дома на дом, даже не смотря на то, что между постройками расстояние иногда составляло почти 50 метров.
Уже после пожара спасатели обнаружили тела двух человек. Но, если бы не рабочий день, жертв могло бы быть значительно больше. Некоторые жители убегали, когда полыхала уже крыша дома.
"Я вот только успела схватить паспорт и бежать. И за мной уже пламя горело. Еще бы минуты три – и я бы сгорела", - говорит местная жительница Галина Иванова.
Почти никто не успел забрать из пылающего дома даже деньги. Только документы. С ними десятки людей и остались на улице, ни с чем.
Десятки жилых домов в считаные минуты превратились в горы обожженного мусора. От целого дома с гаражом и теплицей остался только вот этот номер.... Сейчас жители собирают металлолом, чтобы сдать его и получить хоть какие-то деньги.
Как только стало понятно, что это не рядовой пожар, жители района пытались дозвониться до спасателей. Только вот очагов по городу было сразу несколько, и везде небольшой гарнизон города Канска просто не успевал.
"На тушение такого пожара силы канского пожарно-спасательного гарнизона было недостаточно, поэтому был объявлен повышенный номер пожара и привлекалась техника соседних гарнизонов", - говорит начальник ФГКУ "10 отряд МЧС ФПС по Красноярскому краю" Андрей Кравцов.
Причин такого масштабного бедствия несколько. Главная – погода. Нетипичная для Сибири температура за 30 градусов и порывы ветра, подчас достигавшего 90 км/ч, сделали огненный апокалипсис почти неизбежным. Но началось все с лесопилки.
Здесь уже много дней подряд рабочие в нарушение правил безопасности сжигали отходы - многометровые горы опилок. И если в обычную погоду от медленного тления образовывался только дым, то сильный ветер превратил тысячи квадратных метров предприятия в жерло печи.
Интересно, что жители района, которого теперь не существует, множество раз обращались в администрацию города по этому поводу. Но в ответ – тишина.
Огонь на самой лесопилке до сих пор есть. Опилки так просто потушить не получится. Хотя на предприятие за эти дни МЧС вылило тысячи тонн воды. Если не пойдет дождь, то тлеть отходы будут еще долго.
Та самая лесопилка из-за которой все, судя по всему, и произошло. Тонны бревен превратились в пепел, здесь до сих пор работают пожарные. Но при этом в той части, где от огня ничего не пострадало, продолжается работа.
Как оказалось, предприятие уже закрывали. Именно за нарушение противопожарных норм. Только вот останавливаться здесь никто не собирался. Судебные приставы еще зимой приходили проверить, исполняется ли постановление. Но работники разбежались за считанные секунды, даже не выключив станки. Приставы прямо на месте набирали номер директора лесопилки.
За минувшие месяцы - никаких изменений. В МЧС с горечью замечают: часто проводить проверки нельзя, и все до единой лесопилки этим пользуются.
"Это время моратория на проверки исключительно посвящено извлечению прибыли без всякого сопровождения вопросов безопасности", - говорит заместитель начальника ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю по противопожарной службе Алексей Богданов.
Три недели назад в Канске уже вводили режим ЧС. И тоже из-за горевших предприятий лесной промышленности. В апреле на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям ответственный чиновник от МЧС сетовал на неэффективность работы.
"Работа ведется неэффективно. По крайней мере сколько мы боремся с этой проблемой в Канске, земельный контроль ни разу не выходил, и мы не привлекали к работе", - говорит начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Канску ГУ МЧС РФ по Красноярскому краю Александр Пешков.
Через считаные дни подполковника задержали. За взятку в 20600 рублей, взамен которых чиновник пообещал директору предприятия помочь избежать административной ответственности за незаконное сжигание предприятием отходов лесопиления на производственной территории.
С каким именно предприятием связано задержание, неизвестно. При этом глава администрации Канска не только не ищет пути решения столь важной для жизни города проблемы, но рекламирует новые компании по переработке дерева.
"Почему Гонконг с Китаем собираются это делать? Потому что у них заказ есть в Японии и Корее. Они логистику всю просчитали. Экономию просчитали. Их проект окупается за 3 года и 8 месяцев", - говорит глава администрации Канска Надежда Качан.
Получается, абсолютно никакого контроля над такими лесопилками нет. Никто этим просто не хочет заниматься. И еще – этот масштабный пожар все-таки произошел в городе. Если бы горела тайга, все могло бы оказаться намного сложнее.
"На текущий момент у нас действуют на территории РФ 78 лесных пожаров на площади более 31 000 гектаров. Самые горимые регионы, к сожалению, у нас это Сибирский ФО, это Красноярский край, Иркутская область, Забайкальский край, республика Бурятия", - говорит начальник ФБУ "Авиалесоохрана" Виталий Акбердин.
Летом, судя по всему, ситуация станет хуже. Спасатели говорят, главное, чтобы ветер не поднимался. Сейчас нужно обезопасить города и поселки.
"Не знаю, сын приехал домой, говорит, горит. Подъехал ко мне, говорит, мама у нас горит, поехали помогать. Вот приехала помогать", - говорит жительница г. Лесосибирск Галина Лалетина.
Лесосибирск – 300 километров от Канска. Здесь тоже десятки сгоревших домов. Причина та же – лесопилки.
"Ну, пришло с той стороны железной дороги, с болота, перекинулось сюда. Выгорело, тут начало гореть, потом у Кучина предприятия все выгорело, полюс выгорел. Вот тут все спасает дома. Сейчас уходит в сторону речснаба. Здесь вот фазенды все их сгорели уже", - говорит житель г. Лесосибирск Анатолий Слободчиков
А есть еще поселок Стрелка, Тиличеть, там в огне погиб человек. Горит Иркутская область – огонь вплотную подошел к городу Братск. И везде – десятки сгоревших домов и сотни жителей, оставшихся без крыши над головой.
По сути, все крупные возгорания последней недели были вызваны халатностью. Кстати, в администрации Канска прошли обыски. И не исключено, что владелец злополучной лесопилки мог просто откупиться от проверок. Ведь избавилось же одно из предприятий от пристального внимания всего за 20 тысяч рублей.