Version: 0.1.0

Поле боя экономических стратегий: Журналисты РЕН ТВ побывали на ПМЭФ

В понедельник президент России Путин торжественно въехал в Версаль. Но пока еще только для встречи с новым президентом Франции Макроном. Эммануэль Макрон вел себя как в одноименном фильме — уступал с гордым видом. Для СМИ и своей либеральной элиты он демонстрировал решимость в борьбе за права чеченских геев и грозил Башару Асаду из Парижа. Обвинил российские СМИ в пропаганде и искажении информации при президенте страны. Впрочем, Путин не стал реагировать — в конце концов, он был в гостях у Макрона. Но не преминул ответить в болезненном для Макрона вопросе, когда тот заявил: "Я хочу победить в войне в Сирии с терроризмом!".

"Как известно, Франция вносит свой вклад в борьбу с терроризмом в Сирии в рамках международной коалиции под руководством США. Насколько Франция самостоятельна в решениях вопроса оперативного характера — это нам неизвестно. Потому что это договоренности между союзниками и нас в это не посвящают", — произнес Путин.

И вот, не прошло нескольких дней, Россия наглядно показала, как надо воевать в Сирии. Не на словах, а на деле. Дизель-электрическая подлодка "Краснодар" и фрегат "Адмирал Эссен" российской эскадры в Средиземном море дали залп из четырех крылатых ракет "Калибр" пор группе боевиков ИГИЛ, вышедших из Ракки в сторону Пальмиры. Те террористы, которым посчастливилось пережить удар "Калибров", тут же были уничтожены огнем боевого вертолета Ка-52, который с расстояния восьми, а затем четырех километров накрыл их новейшими управляемыми противотанковыми ракетами "Вихрь-М1". Напомним, Ракка как бы окружена силами американской коалиции, в которой состоит и Франция.

Но о чем же тогда Путин и Макрон говорили три часа за закрытыми дверями в Версале? Можно предположить — скорее всего, российский президент обсуждал вопросы работы французского бизнеса в России: европейские политики сами не в состоянии выйти из истории с антироссийскими санкциями без "потери лица". Никто не может "разрулить" этот кризис, при котором и Европа, и Россия потеряли довольно много. На пресс-конференции Путин дал понять, что даже при сохранении санкций в России осталось работать 500 французских компаний.

Кстати, похожая ситуация была и на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). На этой неделе США утвердили новые санкции против Северной Кореи и компаний, которые с ней сотрудничают. Под них попали три российских предприятия и один российский гражданин. Но при этом лидером по численному представительству на петербургском форуме стал именно американский бизнес. Об этом на итоговой пресс-конференции сообщил ответственный секретарь оргкомитета, советник президента России Антон Кобяков. В общей сложности из Штатов приехали 560 человек, 140 компаний. Во время пленарной сессии на сцене сидели лидеры четырех стран — России, Индии, Молдавии и Австрии. А всего приехало более 14 тысяч человек из 143 стран мира. И это — следствие естественного процесса.

Все понимают, что режим санкций и вот эта псевдоизоляция России, о которой так любил говорить первый чернокожий президент США, просто мешают бизнесу. И если даже политики не придут к решению этого вопроса, крупный бизнес найдет другие ходы. На форуме работал корреспондент РЕН ТВ.

Начало финансовой географии. Поле боя экономических стратегий. Отправная точка глобальных идей. На несколько дней в году Петербург становится резиденцией бизнес-мэтров планеты и тех, кто только начинает.

"Форум показывает, что санкции провалились", — сказал Антонио Фаллико из банка "Интеза".

А бывший заместитель генсека ООН Джордж Марк Браунчен отметил следующее: "Чувствуется, как хорошо развивается российская экономика, она диверсифицируется. Просто взлет!".

Отсюда — очереди на подписание миллиардных контрактов. И переговоры без посторонних глаз на еще большие суммы. Форум в Северной столице получился. В 21-й раз подряд.

Сначала Петербургский экономический даже называли "русским Давосом". Потом это сравнение ушло. По количеству миллиардеров на квадратный метр, может быть, и похоже. Но влияние на российскую экономику куда более точечное и эффективное.

Может, потому, что это больше, чем просто деньги. Где еще увидишь такое: президент России и премьер-министр Индии, тепло общаясь, неспешно прогуливаются по парку Константиновского дворца. Позади — подписание новых контрактов о строительстве энергоблоков индийской АЭС и скоростной железной дороги. А еще — важное признание Нарендро Моди: во время нового визита в Петербург он стал лучше понимать россиян.

"Я посетил Пискаревское кладбище. Жители Ленинграда жертвовали свои жизнями, чтобы защитить свой город, чтобы защитить свою Родину. Я видел могилы всех, кто пожертвовал своей жизнью, я видел могилу вашего старшего брата, я узнал об истории вашей семьи, которая тоже была связана с блокадой Ленинграда", — сказал Моди Путину.

"Спасибо Вам отдельное за посещение Пискаревского мемориального кладбища. Такие места имеют для российского народа особое значение", — ответил Путин.

Президент Боснии и Герцеговины, лидер Молдовы, канцлер Австрии, генсеки ООН и МАГАТЭ. В какой-то момент показалось, что Путин решил лично поприветствовать каждого из гостей своего родного города в плотном графике во время встречи с крупнейшими инвесторами планеты, а еще — деловыми кругами Индии и США. Для американского бизнеса у Путина особые слова.

"Наши двусторонние связи оказались на низшей со времен холодной войны точке. Это не могло не отразиться и на экономике, и на нашем деловом партнерстве. Помогите нам восстановить нормальный политический диалог. Я вас прошу от имени России и обращаюсь к американской стороне: помогите вновь избранному президенту и новой администрации Соединенных Штатов", — произнес российский лидер.

И те, кто захочет поговорить с Трампом, вернувшись домой, наверняка найдутся. По итогам форума подсчитали: заокеанский бизнес был самым представительным: 560 человек и 140 компаний. Госдеп так и не смог убедить финансистов Америки отказаться от поездок в Россию. А умение преодолевать барьеры — залог успешного бизнеса. Тем более если эти барьеры возводили политиканы.

"Я знаю, что в Европе многие хотят отказаться от санкций, они недовольны их наличием. Европе санкции вредят больше, чем некоторые другие проблемы. Я ожидаю снятия санкций в течение следующего года", — произнес американский финансист Джим Роджерс.

Роджерс пять лет говорит своим соотечественникам: инвестируйте в Россию. Теперь у него есть советы и для русских.

Словам Роджера вторит статистика. Государственная поддержка села дала неплохие всходы. Темпы роста — больше трех процентов в год. Это показатель того, что санкции пошли лишь на пользу России.

"Если бы 10 лет назад было еще, кстати говоря, мы бы не смогли этого сделать, а сейчас можем, и получается хорошо. Это подталкивает развитие целых отраслей высокотехнологичных секторов экономики. Пришлось включить свои мозги, а не просто нефте- и газодоллары. Мы вынуждены были подтолкнуть развитие некоторых технологий, фундаментальной и прикладной науки, и получается", — сказал Путин.

Экономика России сейчас — это рост ВВП. Снижение инфляции. Уверенный подъем производства.

"Падение цен на нефть на 77 процентов, и все-таки экономика выдержала, это в результате присутствия макроэкономической стабильности", — сообщила исполнительный директор Всемирного банка Кристалина Георгиева.

И ведь это только начало. Прорывные технологии, массовый цифровой ликбез, линии связи и дата-центры. По сути, в Петербурге Путин объявляет о новой индустриализации России.

"Цифровая экономика — это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения. В этой логике мы будем строить нашу экономическую и технологическую политику, промышленность, инфраструктуру, формировать открытую, свободную деловую среду", — сказал Путин.

Цифровая экономика уже формирует наш образ жизни. Мы приобщаемся к ней с каждой покупкой в Интернете. В прошлом году Россия потратила в сети 920 триллионов рублей. Торговля в Рунете выросла почти на четверть.

А есть еще "электронное правительство". Порталы госуслуг как новый метод общения с властью. Лишает прямого контакта с чиновником. А значит, помогает в борьбе с коррупцией. У Путина есть идеи и насчет обновления взаимоотношений бизнеса и общества. "Инфраструктурная ипотека". Это когда инвестор как бы в кредит возводит для нас дороги и мосты, тянет линии электропередачи. А мы платим за них из бюджета своими налогами. И это не единственные точки роста.

"Сегодня носителями прорывных новаций очень часто являются малые компании — так называемые стартапы. Как правило, их создают молодые исследовательские команды. Уверен, они способны стать эффективными партнерами крупного российского бизнеса, и мы будем расширять такое партнерство, создавать необходимую инфраструктуру. Обращаюсь к руководству наших крупнейших компаний. Нужно создать у себя подразделения, которые будут предметно работать со стартапами и малыми инновационными компаниями, а также венчурные фонды, чтобы финансировать такие проекты. Прошу, чтобы это не осталось просто пустой фразой", — подчеркнул Путин.

На Пулковских высотах почти все время штормило. Первые дни лета — а на улице +6. Зябко кутаясь в легкие плащи, гости стремились к Экспофоруму. Даже не подозревая, что настоящий ураган ждет их внутри.

"Мы должны быть благодарны президенту Трампу. Вот сегодня в Москве, говорят, снег даже был, здесь — дождь, холодина такая. Теперь можно все свалить на него и на американский империализм, что это все они виноваты", — пошутил российский президент.

Американский президент в Петербург не приехал, но будто незримо присутствовал. Путин к вопросам об "эффекте Трампа" уже привык.

"Я и сам иногда думал: перебирает мужик, честное слово. Это правда! Но оказалось, что он был прав, что он нашел подход к тем группам населения и к тем группам избирателей, на которых он сделал ставку, и они пришли и проголосовали за него", — сказал Путин.

Два с лишним часа модератор сессии, ведущая NBC Меган Келли, атаковала российского президента вопросами про главу своего государства. Американская пресса полгода муссирует слухи о русских хакерах и мифическом вмешательстве в выборы главы Белого дома. Ей помогают отчеты родных спецслужб.

"Легче сказать, что мы не виноваты, это виноваты русские, они вмешались в наши выборы, а мы хорошие, — сказал, в частности, Путин. — А поводу вмешательства, вы бы посмотрели, что ваши коллеги у нас делают. Да они просто с ногами забрались в нашу внутреннюю политику, на голову нам сели, ноги свесили и жвачку жуют. Развлекаются просто!".

С этими символами рушится шаткая конструкция однополярного мира, заявил президент Молдавии Игорь Додон. Еще недавно его страна тоже смотрела в сторону Запада. Открыла границы для товаров ЕС. И осталась без инвестиций и российского рынка. Теперь Молдавия стремится попасть в Евразийский экономический союз.

"Это раньше, буквально недавно, было модно считать, что то, что хорошо для определенной державы, к примеру, для Соединенных Штатов, то это великолепно для всего мира. А если делать ремонт в стране или дома, то лучше делать евроремонт. Мы все, наконец, осознали, что мы другие, чем западный мир", — сказал Додон.

Европе, впрочем, скоро тоже придется закрываться на ремонт. Брексит. Отказ Трампа тащить НАТО лишь за счет Вашингтона. И как итог — заявление Ангелы Меркель. Канцлер Германии призывает Старый Свет рассчитывать лишь на себя.

"Это продиктовано в том числе давно накопившейся обидой — уверяю вас, что бы она потом ни ответила, — на то, что суверенитет-то ограничен. И в рамках, кстати говоря, военно-политических союзов он ограничен официально, там прописано, что можно и чего нельзя, а на практике это еще жестче — ничего нельзя, кроме того, что разрешают. Кто разрешает? Начальство. А где начальство? Оно там, далеко", — сказал Путин.

В подобной атмосфере недоверия Россия жить не готова. Москва придерживается совсем иных принципов. И в политике, и в экономике.

"Только вместе, объединяя усилия, можно преодолеть нынешние дисбалансы и обеспечить устойчивый рост мировой экономики, выработать справедливые правила торговли и честной конкуренции, снизить уровень бедности, решить острейшие социальные проблемы, справиться с такими угрозами, как терроризм, региональные конфликты, распространение идей национализма и ксенофобии", — произнес Путин.

Объединив усилия на три дня в Петербурге, бизнесмены со всего мира подписали контрактов на 2 триллиона рублей. Рекордная для форума цифра. Которая наверняка будет побита уже в следующем году, когда финансовая элита снова соберется на Пулковских высотах.

Поле боя экономических стратегий: Журналисты РЕН ТВ побывали на ПМЭФ