Version: 0.1.0

Ремесленники попросили сделать традиционные русские узоры товарным знаком

Производители готовы платить роялти за использование гжели, лишь бы убрать с прилавков китайские матрешки и турецкие "павловопосадские" платки.

Русские узоры могут сделать товарным знаком. С таким предложением обратились ремесленники в Министерство промышленности и торговли, пишут "Известия". Производители готовы платить роялти за использование гжели, лишь бы убрать с прилавков китайские матрешки и турецкие "павловопосадские" платки.

Все закрашивается черным, только вот листочек остается. Тех, кому незнаком этот узор, в нашей стране найти получится вряд ли, но вот как он создается — знают немногие. Елена — одна из посвященных. Художница из Семенова — города, в котором хохлому, по сути, изобрели, каждую неделю преодолевает путь в 500 километров, чтобы выставить на продажу работы своих земляков. И бизнес, судя по всему, идет не очень.

"Я за 100 рублей делаю вот эту роспись. А, например, вот такая птичка в тату-салоне стоит пять тысяч. Ее куда-нибудь чикнул. Два цветочка на ногте и вот две таких травинки 1500 стоят, а я за 1500 самовары пишу", — рассказала художница из города Семенова Елена Акифьева.

И маникюр в стиле made in russia — далеко не предел. В знакомой гамме раскрашивают все — от пачек пельменей до роскошных внедорожников. Но теперь тех, кто использует для продвижения продукции народные мотивы, могут заставить за это платить.

"Нужно, чтобы государство зарегистрировало в качестве товарных знаков образы художественных промыслов. Таким образом возникает юридическая база, на основании которой может развиваться лицензия", — рассказала президент ассоциации участников рынка туриндустрии Ирина Егорова.

Сейчас сами названия "Гжель", "Хохлома" и "Жостово" защищены законом, но никто не запрещает продавать оформленные под гжель, хохлому и жостово кеды, купальники, чехлы для айфонов и раскрашивать в этом стиле целые ночные клубы или — как здесь — военную технику.

Когда-то эти грозные орудия вселяли страх в сердца немецких летчиков. Зенитки принимали участие в обороне столицы и защищали небо над осажденным Ленинградом. Сегодня же их раскрасили под гжель и хохлому и превратили в городской арт-объект. И служат они теперь разве что детям в качестве игрушки.

Народная тематика — вообще здесь преобладающая. Прилавки у стен кремля в Измайлово завалены шапками-ушанками, пуховыми платками и матрешками. Продавцы заверяют: все до единой сделаны в России. Вот только на сертифицированной фабрике матрешек в Сергиевом Посаде объясняют, почему найти настоящую на московских прилавках практически невозможно.

"У нас сейчас работает порядка 15 художников. Один художник делает за неделю порядка 10 матрешек. Мы поставляем в несколько крупных магазинов наши матрешки. И на самом деле ее не так много", — рассказала директор фабрики по производству матрешек Анна Зайкина.

А вот откуда на самом деле берутся матрешки для московских сувенирных лавок? В городке Имяньпо, в северном Китае, находится больше 60 фабрик по производству матрешек. Поэтому в Москве китайцы на них даже не смотрят. Зачем им отечественная продукция?

От подделок не застрахован ни один народный бренд. "Павловопосадские" платки, например, китайцы и турки штампуют миллионами.

"Контрафактщики, они обычно подделывают не конкретный рисунок. А используют схожесть образа. Тот, который образ сложился в целом для наших покупателей, как павловопосадский платок, — вот подобные рисунки стараются напечатать поддельщики", — рассказал заместитель генерального директора Павлово-Посадской мануфактуры Вячеслав Долгов.

Из-за этого Павловопосадская фабрика теряет около четверти миллиарда рублей. Тогда как механизм лицензирования мог бы не только решить эту проблему, но и привлечь в бюджет дополнительные 300 миллионов. Иначе говоря, деньги за использование плодов народного творчества снова будут идти на народные нужды, а не отдельно взятым предпринимателям. И уж точно не тем, для кого Россия — это лишь рынок сбыта.

Ремесленники попросили сделать традиционные русские узоры товарным знаком