Кончаловский о деле Серебренникова: Речь идет не о творчестве, а о законности
Ближайшие два месяца режиссер Кирилл Серебренников проведет под домашним арестом. Посетить театр худрук "Гоголь-центра" сможет только с разрешения следователя. Так сегодня постановил суд, но защита намерена обжаловать это решение. В то же время следователи настаивают на том, что располагают всеми доказательствами крупных финансовых махинаций.
Неизменными спутниками творчества Кирилла Серебренникова всегда были эпатаж и толпа экзальтированных зрителей. Вот и сегодня у Басманного суда и то, и другое. Половина улицы Каланчевской перекрыта, усиленные наряды полиции, огромные пробки.
Многие пришедшие к зданию суда считают, что дело о хищении 68 миллионов рублей имеет какой-то подтекст. Но ближайшее знакомство с материалами говорит о том, что речь идет о подозрениях в "типичном экономическом" преступлении. Получившая за четыре года более двухсот миллионов рублей из бюджета "Седьмая студия", некоммерческая организация, зарегистрированная в московской квартире Кирилла Серебренникова, те самые 68 млн должна была потратить на проект "Платформа". Но следователи выяснили: деньги отправлялись совсем не на театральные нужды. По данным следствия. составлялись фиктивные договоры с завышенной стоимостью работ. И бюджетные деньги уходили на счета фирм-однодневок.
Под видом оплаты данных договоров поступающие от Минкультуры России денежные средства федерального бюджета выводились на расчетные счета данных контрагентов (некоторые были так называемыми фирмами-однодневками), обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками
Вот, некая компания "Инфо-Стиль" получает "за техническое обеспечение" более миллиона рублей и пропадает вместе с деньгами. А вот почти аналогичный случай в "Гоголь-центре", работавшем также под началом Серебренникова. Договор с компанией "Стейдж-мастер" на поставку новой мебели для фойе и декораций как минимум на полтора миллиона рублей. Но столы и стулья оказались подержанными, а фирма, зарегистрированная на Ярославской улице, там вообще никогда не работала.
Бесследно растворялись и спектакли. "Плюмбум" (смета – 1 миллион 600 тысяч рублей) и "Постер" (почти 5 миллионов) так и не появились на сцене, хотя деньги на них были выделены. Пусть это и дела "Гоголь-центра", в "Седьмой студии" и "Платфороме" — с тем же руководством — тоже обнаружили исчезновение профинансированного спектакля "Сон в летнюю ночь".
Распределение бюджетных денег у нас зачастую сопряжено с соблазном направить их куда-то "по своему усмотрению". А когда выясняется, что дело пахнет совсем не международной премией, еще больший соблазн "изобразить жертву".
"Как можно говорить, справедливо или несправедливо, когда речь идет не о творчестве, а о законности тех или иных финансовых операций. Знаете, есть такое знаменитое высказывание Пушкина. что "художника не нужно судить по тем законам, которые он сам создает". Прекрасная формула для искусства, но, когда идет речь не об искусстве, а о государственном бюджете, то тут уже другие законы", — заявил Андрей Кончаловский.
И еще в суде представители следствия сообщили, что Серебренников пытался уничтожить улики. Также известно, что показания против него дала в том числе и его бывший главный бухгалтер Нина Масляева.
Вина Серебренникова в совершении мошенничества в особо крупном размере подтверждается показаниями свидетелей, результатами оперативно-разыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами и иными уликами.
Многие деятели культуры подписывают письма в защиту своего коллеги, кто-то предлагал внести за него "крупный залог", но есть и те, кто считает, что наказания за нарушения законов должна быть одинаковой для всех — от министра и губернатора до режиссера и бухгалтера.
Доводам так и не признавшего свою вину Кирилла Серебренникова и его адвокатов суд не внял, отправив режиссера под домашний арест до 19 октября. Ему запрещено заниматься новой творческой деятельностью, пока с финансовыми последствиями "старой" не разберется суд.