На месте легендарной "бульдозерной выставки" – новая провокационная экспозиция
На месте исторической выставки советского авангарда, которую бульдозерами снесли еще при Брежневе, теперь новая художественная провокация. Некоторые из тех, кто вырос еще в Советском Союзе, буквально хватаются за сердце. Двигателем современного искусства стал Владимир Ленин.
Советский эмалированный детский горшок с надписью "Ленин". Но присмотришься, и оказывается, что он "Лёнин". Для художника Леонида Сохранского это не просто самовыражение, а выполнение задания от кураторов выставки.
Взгляд современного искусства на образ Ленина приурочили к грядущему столетию революции. И показать переворот в сознании художников действительно получилось. Вот Ильич на тачанке с пулеметом "Максим" в окружении рептилоидов. В воображении зрителей тоже – футуристические образы.
А вот на видеоинсталяции молодые люди раскапывают могилу и находят голову вождя мирового пролетариата.
"В чем заключается современность? Когда зритель не остается равнодушным. Кто-то этого эпатажем достигает. Мы никого не хотим оскорбить", – рассказал Сергей Чернов, художник, куратор выставки "Мой первый Ленин".
Елена Александровна "светлый образ Ильича" действительно пронесла через всю жизнь. Засмотрелась на инфернальную картину с Ильичом со стекающей кровью и призналась: ощущения двойственные.
"Я не очень воспринимаю такое резкое, хотя, может быть, я что-то не понимаю. Когда все можно, человек теряется, а вот "под гнетом" что-то вырастает в искусстве, но это такая философская проблема: какие времена лучше?" – рассказала посетитель выставки Елена Баркова.
На фоне работы "Система подогрева" – батареи в виде томов Полного собрания сочинений и трубы с бегущей строкой "Учиться, учиться…" – особенно тепло звучали размышления, что было бы с устроителями подобных перформансов лет 50 назад.
"Самое мягкое: разогнать их, как Хрущев сделал", – рассказал посетитель выставки Азат Гафуров.
И этот посетитель почти угадал: галерея "Беляево", где показывают "странного Ленина", находится почти на месте знаменитой "бульдозерной выставки", вернисажа авангардистов, снесенного техникой по приказу генсека.
В советском искусстве образ вождя мирового пролетариата разрешалось воспроизводить только идеологически надежным, проверенным временем "товарищам мастерам". Пусть немного однообразно, зато монументально, и, как тогда казалось, на века. А вот отношение современного искусства к образу Ленина глубже всего демонстрирует эта работа – "Левитация". Ленин сначала глубоко укоренился в нашей истории, а потом эти корни просто "выдрали". И все-таки этой экспозиции очень не хватает вот такого экспоната.
Никак не оставят Владимира Ильича в покое. Депутаты Госдумы каждую весну вносят законопроект о выносе его тела из мавзолея, а на потерявшей голову Украине и вовсе памятники Ленину записали в главные враги и снесли. Вот и современное искусство словно не может без политики, точнее – политика, пусть и столетней давности.
"Уже 100 лет прошло, можно по-разному относиться к этой фигуре. Решили еще раз поразмышлять над образом, который сопровождал нас всю жизнь", – рассказал Олег Кошелец, художник, куратор выставки "Мой первый Ленин".
Кураторы не скрывают: выставка – это провокация и приглашение к разговору. Но ощущение, что говорить современному искусству и зрителю приходится на разных языках, не покидает.