Наука на тормозах: почему удивительные разработки российских изобретателей так и остаются проектами
Последняя большая техническая революция произошла в 90-е в сфере информатики: интернет, мобильная связь, смартфоны, платежи через защищенные каналы, дополненная реальность — это уже есть. Это уже данность. Влияние новых технологий на экономическое развитие — тоже уже данность.
Мы подходим к революции в транспорте — к беспилотным автомобилям. И на следующей неделе мы покажем вам очень интересные российские разработки в этой области. Но у нас есть проблема.
Путин не зря уже который год говорит о том, что российский бизнес должен быстро осваивать новые технологии. Не пытаться просто продать всю нефть, до которой только можно добраться, а переводить экономику на высокотехнологичные рельсы. Например, недавно, первого сентября, в Ярославле на открытом уроке, приуроченном ко Дню знаний, он заявлял, что страна — лидер в сфере разработок искусственного интеллекта станет "властелином мира". А искусственный интеллект — только одно из направлений технологического развития. Насколько наш бизнес способен работать так, как предлагает Путин? И что ему готовы уже сейчас предложить российские изобретатели?
В санкт-петербургском политехе запатентовали новую технологию, позволяющую получать нетонущий материал благодаря уникальной форме сплава.
Алюминий переплавляют, добавляя вспенивающий газ. Получается "пористый" материал, он жестче в конструкциях, плюс — увеличивает звуко- и теплоизоляцию. И самое главное: плотность металла снижается до плотности воды, а значит, он не тонет.
"Свойства материала будет позволять любому судну, даже с пробоинами в корпусе, не утонуть", — говорит кандидат технических наук, ученый, изобретатель Олег Панченко.
Уже сейчас изобретатели "нетонущего алюминия" могли бы предложить свое изобретение, например, производителям быстроходных катеров. Если вес этих лодок сейчас достигает двухсот килограммов, то конструкция из "нетонущего алюминия" потянет всего на 60!
Сэндвич из новаторских плотин позволит избавиться от использования в конструкции катера "стальных ребер" — поперечных балок, которые обеспечивают устойчивость судна при ударах о волны и резких поворотах.
Вот изобретатели уникального металла в санкт-петербургской лаборатории — пока только в небольшом корытце — показывают нам свою новинку. Только есть подозрения, что не тонущий в воде алюминий может запросто пойти ко дну в бумажном море российской бюрократии.
"Минпромторг в лице министра очень сильно заинтересовались нашим "сэндвичным алюминием", но для того, чтобы пройти все стадии для внедрения в производство, нужно сделать очень многое, например разработать кучу нормативных документов, чтобы мы смогли прописать все параметры сэндвича нашего, свойства его", — говорит Панченко.
А в воронежском госуниверситете изобрели "твердую воду". Это небольшие гранулы, один килограмм которых способен поглощать в себя 500 литров воды, при этом сами гранулы увеличиваются в размере примерно в 100 раз.
"Воронежская твердая вода" способна раз и навсегда решить проблему полива полей. Если раньше сеятель бросал в землю зерна, а потом только надеялся на дождь, то теперь достаточно "засеять" сорбентом — теми самыми гранулами — поле, а затем обильно полить его водой.
"Попадая в почву, они начинают вбирать в себя влагу, выступая своеобразными резервуарами", — рассказала кандидат химических наук, сотрудник Воронежского госуниверситета Мария Лавлинская.
При этом сорбент не вымывается из почвы, благодаря чему служит от пяти до десяти лет. А главное — цена! Новая воронежская технология позволяет платить за килограмм "твердой воды" всего 10 долларов, в то время как зарубежный аналог стоит 20 баксов и выше.
Агрономы подтверждают: эта технология — просто спасение не только для больших сельхозхолдингов, но и для обычных дачников!
"Для дачников это лучший вариант: не надо поливать каждый день, достаточно приехать раз в неделю. Растения берут из гидрогеля столько влаги, сколько им нужно, ни больше ни меньше", — говорит агроном ЗАО "Совхоз имени Ленина" Елена Клычкова.
Технология, в принципе, на рынке давно известная, но воронежская фишка состоит в том, что вместе с гранулами в грунт высаживают и удобрения. Рост урожайности — в два раза, а значит, смотреть за технологией нужно в оба глаза!
"Это начиналось как некая шпионская операция. Стояла задача, чтобы эти технологии не были украдены, как это часто бывает. Проблема в том, что иностранные инвесторы готовы полностью забрать эту технологию, не оставив ни России, ни университету, ни региону. Без активной государственной поддержки эти технологии, как и многие другие, которые изобретались в России, могут уйти", — говорит ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий.
Мы испокон веков привыкли гордиться своими изобретениями — паровоз, радио, вертолет, телевизор — все с российскими корнями. Зачастую, правда, чудеса техники придумывались у нас в стране, а воплощались в реальное производство уже за границей. Почему? Этим вопросом известный советский изобретать Олег Фиговский продолжает задаваться уже в Израиле. Его главный ответ — отсутствие в современной России системы менеджмента изобретений.
"Для того чтобы и в России происходило широкое применение инноваций, чтобы изобретатели и промышленность работали в едином целом, прежде всего, должна быть система. Потому что в России по той структуре, которая создана, практически нет звена между производством и ученым-изобретателем. Потому что прикладные институты практически все уничтожены", — говорит он.
Елена Герасимова несколько лет назад как раз собиралась стать таким связующим звеном между изобретателями и производственниками. Но ее инновационная лодка разбилась о быт устройства российской теневой экономики.
"Покупка нового кристаллизатора где-то за рубежом обходилась примерно в 2 000 000 рублей, восстановить этот кристаллизатор по нашей технологии стоило 200 000 руб. Понимаете, какая разница? На порядок! Тем не менее не пошло. Как мы поняли, предприятиям выгоднее покупать за 2 млн руб., а то и за три и что-то откатывать кому-то конкретно в карман, нежели покупать за 200 000 рублей и никто с этого ничего не получает. Поэтому мы столкнулись просто с системой. Прошибить которую мы не смогли", — рассказала она.
За ответом на вопрос "Как российскому изобретению на рынок пробиться?" мы отправились и к промышленникам. Те оказались людьми предельно прагматичными. Деньги правят этим миром отечественного производства, и тот сильней, у кого их больше.
"Кредитно-денежная политика, которая существует в государстве, позволяет выжить только бизнесу, который имеет максимально быстрый оборот. Максимально быстрый оборот имеют торговля и добыча полезных ископаемых. А зачем? Вся проблема в мотивации: зачем покупать новый станок? Зачем нужна новая технология? В принципе, в стране все это и так есть", — рассказал директор Череповецкого литейно-механического завода Владимир Боглаев.
А ведь когда-то японцы, признанные лидеры на рынке внедрения инноваций в технологии, буквально на корню скупали тиражи советского журнала "Техника молодежи". Да и теперь к нашей теоретической базе обращаются регулярно.
В московском институте стали и сплавов работала теоретическая группа, а в японском Цукубо — экспериментальная. В итоге на свет появился самый тонкий в мире полупроводник. Нитрит бора. Благодаря новому методу можно наносить разное количество кислорода на разные части материала, управлять его "проводимостью" и как бы рисовать на пленке нужную микросхему.
В 2004 году российские ученые из манчестерского университета Андрей Гейм и Константин Новосёлов совершили настоящую революцию, опубликовав работу о графене, первом в мире двумерном материале. Тончайшая пленка толщиной в один атом принесла им Нобелевскую премию и открыла широчайшие перспективы в мире электроники.
"Нитрит бора — это важнейший собрат графена, иногда его называют белым графеном. Он обладает схожими структурными характеристиками, но демонстрирует противоположные свойства", — рассказал доктор физико-математических наук МИСиС Павел Сорокин.
Полупроводники — основа современной электроники. Открытие нитрита бора позволит создать не микро-, а нанопроцессор — в тысячи раз меньше существующих. Он будет потреблять очень мало энергии — аккумуляторы станут миниатюрными, а значит, гаджеты вроде невесомого кардиостимулятора, телефона размера женских сережек или планшета весом с носовой платок будут реальностью. Правда, еще нескоро.
Прошедшая в Москве на этой неделе выставка импортозамещения показала: с новыми технологиями в России все в порядке. На биопринтере из Новосибирска, который может производить клеточные матрицы из коллагенов, через несколько лет можно будет напечатать (внимание!!!) человеческую кожу. А вот на йодополимерные мази из Санкт-Петербурга с завистью смотрят американские коммандос.
"В аптечках морских пехотинцев США есть баночки с йодополимерными антисептиками. Пехотинец, будучи раненым, наносит на рану их, они позволяют ему дальше продолжать сражение. Наш препарат значительно эффективней, чем есть у американцев, потому что его можно применять внутрь, обрабатывать кожные покровы, дезинфицировать оборудование", — говорит генеральный директор компании-разработчика Андрей Спиридонов.
Но несмотря на все трудности, подводные камни и нестыковки — первый в мире ховербайк "Скорпион-3". Летающий мотоцикл российского производства парит над трассой московского гоночного кольца. Пытались англичане, французы, но уверенно оседлать воздушные потоки пока удалось лишь нашим мотолетчикам. Начинавшийся как краудфандинговый проект, ховербайк уже сейчас обрел мощь не только в двигателях, но и в серьезной инновационной поддержке. Его разработчики говорят: будущее ближе, чем кажется. И они совершенно правы.