Version: 0.1.0

Благо или проклятие: В России готовятся заменить нефть опасным "ледяным газом" из недр Арктики

Озолотит экономику или погубит экологию: в России на смену нефти придет "ледяной газ"

Нефть — это, конечно, ограниченный ресурс. Но вот газ, особенно если он, как ожидается, придет на смену нефти в энергетической картине мира. Здесь открываются поистине гигантские перспективы. Кроме того газа, который мы и так добываем, в России есть серьезные залежи гидрата метана — "ледяного газа". Его пока даже не добывают — это сложно. Но он есть на много поколений вперед. Правда, теперь главное, чтобы глобальное потепление закончилось и началось глобальное похолодание. Гидрат метана может стать благом для людей, а может и проклятием.

Штормовые волны задирают нос судна кверху, обзорные стекла рубки залиты непрерывным дождем. Когда-то в такой атмосфере шхуны и барки отправлялись на поиски Острова сокровищ. Теперь тоже ищут – на борту научно-исследовательского судна "Верещагин", и это очередная российско-японская экспедиция на озере Байкал, в поисках "природного клада", который может оказаться куда ценнее всех современных "топливных ценностей", вместе взятых.

А вот и "добыча" — очень удачный экземпляр, более 40 сантиметров в длину. Знакомьтесь, гидрат метана, так сказать, в стандартном состоянии. Только "ловцы" ведут себя как-то странно: вместо бурной радости тут же начинают рубить "добычу" топором, потом бросают в ведро, поджигают и греют руки. Это от счастья. Байкал 10 дней упорно не хотел отдавать людям свои сокровища.

Гидрат метана – это супрамолекулярное соединение метана с водой, устойчив при низких температурах и высоком давлении. Ноль градусов, давление 26 бар и выше – идеальная для него обстановка, чаще всего в океане на глубине 250 метров и ниже. Тогда он и выглядит как рыхлый снег или сухой лед. При стандартном атмосферном давлении для устойчивости гидрата метана нужна температура около -80 °C. Главный экономический плюс: из одного кубометра гидрата метана можно получить 164 кубических метра природного газа.

Вот почему японцы уже 15 лет подряд прочесывают дно Байкала, единственного пресноводного водоема в мире, богатого залежами газовых гидратов. Добывать здесь все равно нельзя, хотят потренироваться. В Стране восходящего солнца совершенно "не всходят" урожаи нефти и газа. После аварии на АЭС "Фукусима" впору делать "энергетическое харакири".

Но похоже, японцев обошли на повороте. Вот, диктор китайского телевидения радостно объявляет о начале отбора газа из подводных залежей гидрата метана в Южно-Китайском море. В прямом эфире подводный бур вгрызается в грунт, а полутора миллиардам телезрителей с экрана научно-популярно объясняют — это прорыв, товарищи.

Впрочем, независимые от китайского телевидения эксперты уверены: о газогидратной революции говорить пока очень рано. Но в том, что она способна изменить буквально весь мир, мало кто сомневается.

Только по самым приблизительным оценкам, запасы гидрата метана на Земле составляют не менее 250 триллионов кубометров, что как минимум в два раза больше, чем объемы разведанных мировых запасов угля, нефти и природного газа вместе взятых. Наиболее перспективные шельфовые залежи гидратов метана были обнаружены у берегов Японии, а также в Южно-Китайском море, а еще в Арктике, которую сейчас активно осваивает Россия. В сибирских залежах вечной мерзлоты, по данным ученых, находится триллион 400 миллиардов тонн газовых гидратов.

В лаборатории Российского университета нефти и газа имени Губкина еще в середине 60-х годов прошлого века профессор Юрий Макогон впервые экспериментально подтвердил и доказал наличие гидратов метана в природе. Именно здесь мы ищем ответ на вопрос: а что же Россия? Готова ли к газогидратной гонке, если вдруг таковая стартует? Да и нужно ли нам в ней участвовать при таких-то гигантских запасах нефти и газа?

Получается даже чарующим миром газовых гидратов правит циничный бизнес-расчет. Нет выгоды, значит, нет технологий и добычи.

Куда сильней специалистов занимает опасность гидрата метана. При некомфортной температурно-атмосферной среде он распадется, что часто приводит ко взрывам в тундре и в океане. Но самая загадочная роль прорыва метана из морских залежей газовых гидратов видится ученым в, казалось бы, необъяснимых исчезновениях кораблей в Бермудском треугольнике. Согласно гипотезе, при подъеме метана к поверхности вода насыщается пузырьками газа и ее плотность резко падает. В результате любое судно – от средневековых деревянных галеонов до лайнеров из современных материалов — неизбежно теряет плавучесть и тонет. Ученый Игорь Ельцов уверен, что теперь опасность возникновения нового Бермудского треугольника есть и на Северном морском пути.

Знаменитые "ямальские воронки", образующиеся на полуострове почти каждый год, долго называли загадками природы. Но теперь ученые почти уверены: огромные провалы грунта следствие выхода на поверхность метана. Вечная мерзлота тает быстрее, чем прогнозировали ученые. Один из главных мировых специалистов по вечной мерзлоте Сергей Зимов считает: начинать спасать экологию планеты надо не с тропических лесов или коралловых рифов, а именно с метановой проблемы в вечной мерзлоте.

Экологи классифицируют метан как длительное атмосферное загрязнение. Отлежавшийся в земле или воде более 100 лет метан является в 25 раз более мощным, чем углекислый газ, при этом держится в атмосфере около 12 лет. Увеличение концентрации метана приведет к еще большему усилению глобального потепления.

Гидрат метана может озолотить экономику, а может и серьезно навредить экологии. Куда качнутся вот такие "сапфировые качели", на которых это соединение контролируют в Губкинском университете? Самое интересное, что когда метан из гидрата ушел, воду можно пить.

Пока крен явно в сторону обуздания дикого нрава гидрата: сейчас его новая партия превратится в суспензию, а потом и вовсе исчезнет. Впрочем, тайна гидрата метана так пока и останется с не до конца приподнятой завесой.

Благо или проклятие: В России готовятся заменить нефть опасным "ледяным газом" из недр Арктики