Version: 1.0.2

Ими гордится вся Россия: офицеры-герои, пожертвовавшие собой ради спасения других

В Новосибирском военном институте имени генерала армии Яковлева минутой молчания и возложением цветов к памятнику погибшим почтили память своего выпускника майора Владимира Чупина. Во время учений в Белгороде Владимир Чупин накрыл своим телом гранату, неудачно брошенную солдатом. Это не первый российский офицер, который пожертвовал собой в подобных обстоятельствах. Его имя теперь в списках военных, которыми гордится Россия.

У дошкольника Володи глаза пытливые. На сцене музыкалки — задумчивые. На выпускном в училище искрятся счастьем. С последней, перевязанной траурной лентой, фотографии смотрит уверенный в себе майор Владимир Чупин, который мечтал и стал настоящим офицером.

"Приказано — выжить" — это единственное обещание, которое он не сдержал. 20 марта майор Чупин на полигоне под Белгородом проводил учения. Один из военнослужащих выдернул чеку и уронил гранату. До взрыва три с половиной секунды. Владимир закрыл собой от осколков снаряда солдата-срочника и погиб. Похоронили его на родине — в городе Малоярославце Калужской области.

Глядя на детские фото сына, ни один отец не скажет: этот непременно вырастет героем. Умным — да. Смелым — возможно. Но героя заранее угадать нельзя. Владимир, не желая расстраивать родных, тщательно скрывал маршруты своих командировок. О том, что воевал на Северном Кавказе или штурмовал "Норд-ост", близкие узнавали последними.

Светлана, вдова Владимира Чупина, зная принципы мужа, подспудно боялась именно такой трагедии. Понимала, случись беда, он не задумываясь пожертвует собой.

Говорят, что жены офицеров служат вместе с мужьями. Светлана рассказывает, что поступок мужа вызвал у нее гордость. И это несмотря на шок от потери. Значит, все 11 лет, что они были вместе, она ни секунды в нем не обманывалась.

Герой России Серик Султангабиев редко дает интервью. Потому что каждый раз приходится прокручивать те три с половиной секунды до взрыва гранаты, которые были отмерены и ему четыре года назад. В точно таких же обстоятельствах, как и майору Чупину.

Когда полковник Султангабиев закрыл собой смертоносный металл, раздался взрыв. Израненного и чудом оставшегося в живых офицера буквально собрали по кусочкам. Однако даже после 14 операций, разговаривая со съемочной группой, он не видит наших лиц. Только контуры.

Подвиг его не просто воинский — народный. Спас ближнего. За это ему жмут руку случайные прохожие. А сам герой, вспоминая случившееся, пришел к страшному выводу: умереть легко.

Во сто крат тяжелее проявить малодушие. Сам умирай, а товарища выручай — такая простая и такая сложная офицерская истина, говорит Серик Султангабиев. Первую награду — медаль "За отвагу" — Серик получил в 95-м. Во время разведки боем среди грозненских многоэтажек. И навсегда вынес оттуда несгибаемый офицерский характер. Одна деталь: ему предлагали вручить Звезду Героя России, когда он еще находился в инвалидной коляске. Но полковник отказался. И, превозмогая боль, встал на протезы, чтобы в Кремль за наградой прийти самому. Чтобы никто не подумал, что он сломался.

Полковник Султангабиев рассказал нам то, что другие уже не смогут. Героями чаще становятся посмертно. А их награды хранят родные.

Их сын — герой, лег на боевую гранату 6 лет назад. Александр был под стать своей фамилии — Солнечников — человеком светлым и жизнерадостным. Но когда офицерский долг приказал пожертвовать собой, ни секунды не сомневался. Внутренний приказ — его власть куда сильнее приказа командира. Так сложно пренебречь инстинктом самосохранения и отдать жизнь за других. Но сам человек принять такое решение может. Судебный пристав Михаил Малинников из Кургана — не военный, не полицейский. Но когда понадобилось, принял удар на себя. Встал на пути бандита, угрожавшего взорвать здание суда. Бросился на гранаты.

Бронежилет Михаила пробило осколками, шансов выжить у пристава не было — но он подарил этот шанс тем, кто находился рядом. Обычный парень. Вся жизнь впереди.

Не метил в герои и спецназовец Александр Прохоренко, вызвавший огонь на себя во время боя за Пальмиру.



И летчик Роман Филипов, подорвавший себя гранатой в неравном бою с террористами. Там же, в Сирии. Боевики, снимая последние секунды его жизни, и представить себе не могли, какой невероятной силы послание миру случайно запечатлели.

Дорога к храму для священника Николая Кравченко началась с войны. Первый бой гвардии майор Кравченко принял в 95-м, на Северном Кавказе — будучи снайпером разведроты ВДВ. Его знали под позывным "Чукча". Тогда не раз спасал жизни сослуживцам. Сейчас исцеляет души словом Божьим. Когда принцип "жить ради других" в крови, оказывается, что поменять военную форму на облачение священника не сложно.

Неправда, что герои не боятся ни Бога, ни черта. Или имеют прививку бесстрашия. Владимир Чупин из Малоярославца, вообще-то, мог уже выйти на военную пенсию. Жив бы остался. Но об этом никто из его близких даже не заикнулся.

Принять решение — пожертвовать собой. На это у майора Чупина — как и у многих других, о которых мы рассказали, — были считаные секунды. Но никто из них не сомневался. Это и есть тот особый боевой дух, который вписан в историю России.

Ими гордится вся Россия: офицеры-герои, пожертвовавшие собой ради спасения других