Экс-руководитель областного стройнадзора не помнит, как разрешала эксплуатацию "Зимней вишни"
Сегодня в России общенациональный день траура в связи со страшным пожаром, произошедшим 25 марта в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня". В огне погибли 64 человека, из них 41 ребенок, в больницах по-прежнему остаются 14 пострадавших. Приоритетных версий по-прежнему две: замыкание электропроводки и поджог. Есть и подозреваемые — в халатности. Их пятеро, сегодня будет решаться вопрос об аресте.
Больше никаких криков, разговоры в толпе только шепотом. Они здесь не для того, чтобы искать виновных или требовать наказания. Сотни кемеровчан пришли, чтобы проститься с жертвами пожара в "Зимней вишне". В руках цветы и свечи, мягкие игрушки. Среди 64 человек, которым не удалось спастись из охваченного пламенем торгового центра, больше сорока — дети. Сергей Агарков в одно мгновение потерял всю семью.
Они не ищут виновных, они оплакивают родных, близких и даже незнакомых людей. А вот кто будет отвечать за каждую из этих смертей, выясняют следователи. Первые подозреваемые уже есть. Нет, подозреваемые не в поджоге. В халатности. Те, кому было плевать, смогут ли посетители выбраться из горящего здания. Пока их пятеро, и сегодня будет решаться вопрос об их аресте. В числе тех, кто оказался на скамье подсудимых, — охранник Сергей Антюшкин. Тот, кто должен был включить пожарную сигнализацию. Нам удалось поговорить с отцом сотрудника ЧОПа. И вот что удалось выяснить: руководство комплекса экономило на всем. Мол, даже система пожаротушения была едва ли не муляжом. Для сотрудников создавались невыносимые условия — и это за какие-то копейки.
Неудивительно, что на ключевые должности брали не то чтобы непрофессионалов — вообще кого угодно. Инженер по пожарной безопасности и вовсе повар по образованию. Он, кстати, тоже сегодня окажется в зале суда. А какой специалист пойдет работать на такую позицию, да еще и с такой мерой ответственности, когда зарплату предлагают 6–8 тысяч рублей? И это не шутки, это объявление о вакансии. Впрочем, немало вопросов и к сотрудникам других структур. Танзиля Комкова 8 лет назад возглавила областной стройнадзор. И, по идее, должна была утверждать в 2013 году разрешение на эксплуатацию. Но бумаги ей на стол, вероятно, положила ее коллега, а по совместительству, родственница Елена. Из городского управления. Семейный подряд, все очень удобно. Правда, сейчас Комкова никак не может вспомнить, кто и что подписывал.
"Есть замы, которые проверяют это все. Они несут ответственность. Я почему? Моей подписи и не было. Я только утверждала. Я не знаю, я не помню, подписывала я это заключение, утверждала или нет", — говорит она.
Не может вспомнить Танзиля Комкова и про семь квартир, которые ей принадлежат. Говорит, что-то где-то есть, и то - в наследство от бабушки досталось. Имеются, кстати, снимки новостроек — всех семи, в которых проживала очень богатая бабушка. Верится с трудом: их возвели явно совсем недавно. Впрочем, от вопроса о недвижимости Комкова резко возвращается к "Зимней вишне". Уверяет, что виновных нужно искать в МЧС. Мол, это они не увидели нарушений. А ее ведомство принимало проект по всем инструкциям.
"Если бы инспекция приняла без пожаротушения, они имеют право даже оштрафовать инспекцию и остановить полностью весь комплекс торговый. Если они этого не сделали и работал пять лет комплекс, значит, все было сделано в соответствии с проектом", — говорит она.
Еще один виновный, по мнению Комковой, — бывший заммэра Кемерова по вопросам городского развития Андрей Калинин. Тут поверить проще. Мы узнали несколько деликатных фактов из его биографии. Например, о его брате, который провел девять лет за решеткой — за участие в преступной группе. И, надо сказать, пользовался авторитетом и поддержкой местных воров в законе. Не исключено, что та же поддержка была и у самого чиновника. Мы разыскали его и снова получили ответ из разряда "я тут вообще ни при чем". Он отправляет обратно к Комковой.
Кто же в итоге при чем и в какое на самом деле нам ведомство обратиться? Пожалуй, решать будут совсем другие люди, и они на слово верить не станут. Следователи продолжают собирать доказательства причастности каждого, кто виновен в гибели 64 человек. Вероятнее всего, этот список будет очень длинным. Как и тюремные сроки, которые получат эти, с позволения сказать, люди.