История страсти Сергея Есенина и Айседоры Дункан
Видео: youtube.com/Political Slump.
2 мая 1922 года поэт Сергей Есенин женился на американской танцовщице Айседоре Дункан. Он познакомился с ней осенью 1921 года в мастерской художника Георгия Якулова. Что интересно, до их судьбоносной встречи, летом, гадалка предсказывала Айседоре, что она станет богатой и выйдет замуж. Но тогда танцовщица не приняла эти слова всерьез, как оказалось, зря.
Она увидела 26-летнего Есенина, когда исполняла свой знаменитый танец с шарфом. Поэт, которого привел туда друг Анатолий Мариенгоф, не сводил глаз с прекрасной незнакомки с рыжими волосами. СМИ пишут, что он в тот момент назвал ее богиней.
По воспоминаниям самого Мариенгофа, Айседора лежала на диване, а Есенин — у ее ног. Положив руку на его кудри, она произнесла на русском "Золотая голова", а потом поцеловала его в губы. Затем танцовщица назвала его — опять же, на русском, как это ни удивительно, — ангелом, поцеловала поэта еще раз и, заглянув в его глаза, произнесла по-русски "черт". Около 4 часов утра они уехали вместе.
Тогда еще Айседора не знала о том, что ее возлюбленный поэт. Не остановило ее и то, что он младше ее на 18 лет, хотя она все же этого стеснялась и немножко "скинула" себе возраст. Через некоторое время Есенин переселился в особняк любимой, расположенный на Пречистенке.
Во время бурного романа танцовщица выучила несколько слов на русском, но как они общались друг с другом, все же не было понятно. Айседора называла Есенина "Сергей Александрович" или "Ангел", а он ее — "Изадора" или "Дунька". Вместе они ходили в гости и на литературные вечера, а возвращались домой обычно уже утром.
По воспоминаниям современников, Дункан была самой знаменитой куртизанкой того времени, и ни у одного возлюбленного не получалось добиться ее руки. Есенину все же удалось, ведь паре необходимо было быть в официальном браке, чтобы в 1922 году выехать в Европу (в Париже умерла мать Айседоры). Первая свадьба состоялась в Хамовническом ЗАГСе (вторая — позже, за границей), оба выразили желание носить двойную фамилию.
"Теперь я — Дункан!" — сказал Есенин, выйдя из загса.
Посетив многие европейские страны, они поехали в Америку, где находились до февраля 1923 года. Затем их отношения сошли на нет, хотя они так и не были разведены официально. Айседора была за океаном более известной, и ее муж чувствовал себя ненужным, хотя она организовывала публикацию его стихотворений. В августе они вернулись в Россию. И если раньше Есенин восхищался женой и смотрел на нее влюбленными глазами, то теперь он говорил друзьям: "Вот пристала, липнет, как патока!", "Изадора, адье"," "Вздорная баба, к тому же иностранная".
Вот, что об Айседоре писал Есенин:
"Он был изящен, к тому ж поэт,
Хоть с небольшой, но ухватистой силою.
И какую-то женщину сорока с лишним лет
Называл скверной девочкой и своею милою..."
Есенин даже применял против нее силу. Анатолий Мариенгоф в своем "Романе без вранья" писал, что муж "стал ее господином, ее повелителем". По его словам, танцовщица, "как собака", целовала "руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней".
"И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи — безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец", — писал Мариенгоф.
Когда Айседора покинула родину любимого, он ей писал, что любит ее, но жить с ней не будет, сейчас у него другая и он счастлив.
Современники не могли понять их роман, но говорили, что поэт и танцовщица безумно любили друг друга. Есенин покончил с собой в той самой гостинице "Англетер", в которой они когда-то останавливались вместе.
Айседора погибла спустя около двух лет после ухода из жизни Есенина и тоже от удушения. Она повязала на шею свою любимый длинный шарфик, а он попал в колесо автомобиля…