Version: 0.1.0

Дерзкое нападение в Третьяковской галерее: почему холст Репина вновь провоцирует вандалов?

Дерзкое нападение в Третьяковской галерее, которое уже называют преступлением года, едва не обернулось невосполнимой потерей для всего мирового искусства. Повредившему знаменитое полотно Ильи Репина грозит три года тюрьмы. Решение об аресте вандала суд примет уже в начале недели. После попытки уничтожить "Ивана Грозного и сына его Ивана" в России всерьез задумались на законодательном уровне об усилении мер безопасности в музеях. Почему не удалось предотвратить покушение?

Он словно стесняется славы нового Герострата. Лицо спрятано под кепкой, вопросы журналистов игнорирует. Об Игоре Подпорине известно немного. Ему 37, не судим. На странице в социальных сетях пять фотографий. Всего один друг. Если верить анкете — образование высшее. Был совладельцем строительной фирмы. Почти образцовая биография, без намека на мотив.

Подпорин признается, что приехал в Третьяковскую галерею ради одной картины. Все знают ее под именем "Иван Грозный убивает своего сына". Но вандал называет ее точно: "Иван Грозный и сын его Иван". Редкая эрудиция. И третий момент: получается, здорового мужчину в самом расцвете сил свела с ума одна рюмка водки.

Родственники Подпорина рассказывают: полгода назад он бросил все и переехал ухаживать за больными родителями в Воронежскую область. Якобы накопившийся стресс и стал причиной неадекватного поступка. Но как удалось совершить акт вандализма в одном из главных музеев страны?

Останавливать Подпорина, видимо, было просто некому. На три зала — всего одна смотрительница.

Известно, что полотно серьезно повреждено в трех местах. Больше всего досталось фигуре царевича. Реставрация обойдется минимум в 500 тысяч рублей и времени займет до года. Репутационные потери оценить сложно. Меры безопасности обошлись бы явно дешевле.

Удар металлической стойкой пришелся по защитному стеклу. Только толку от него — никакого. Оно защищает только на словах. В феврале этого года Третьяковская галерея объявила конкурс на 6 миллионов на поставку 79 стекол. А из требований всего-то: "на покрытии не должно возникать следов повреждений после 500 протирок сухой тканью". О том, что оно должно быть бронированным, — ни слова.

При этом Третьяковская галерея не скупится на закупку видеорегистраторов. 8 штук за 126 тысяч рублей. Это — тоже документ с сайта госзакупок. Видимо, это важнее. Между тем это уже не первый случай нападения на картину. В 1913 году некто Абрам Балашов пришел в Третьяковскую галерею и нанес по картине три удара ножом. Его признали душевнобольным.

Пресса начала 20-го века особенно подчеркивала любопытный факт. Вандал Балашов был старообрядцем. Во время нападения кричал: "Довольно смертей, довольно крови". Но адепты старой веры претензий к картине Репина не имеют.

В год столетия первого нападения на картину — в 2013-м — православные активисты обратились к руководству музея с просьбой убрать полотно из экспозиции из-за "клеветнического сюжета". Уже тогда было понятно: репинский "Иван Грозный" по-прежнему в опасности.

Есть пример Эрмитажа: в 1985 году посетитель облил серной кислотой "Данаю" Рембрандта и порезал картину ножом. После реставрации холст поместили за бронированное стекло. Излюбленный объект нападения неуравновешенных ценителей искусства — "Мона Лиза" да Винчи. Ее тоже обливали кислотой и даже бросали камни. До тех пор пока администрация Лувра не пошла на беспрецедентные меры безопасности.

Известно, что сам Репин в буквальном смысле боялся своего творения. Запирал картину на ночь в отдельной комнате. Литератор Гаршин — с него писали образ царевича — покончил с собой. После этого инцидента любители тайн снова задумались о мистических совпадениях. Мистика мистикой, но картину повредил реальный человек, в мотивах которого еще предстоит разбираться следствию.

Дерзкое нападение в Третьяковской галерее: почему холст Репина вновь провоцирует вандалов?