В РПЦ призвали смягчить наказание за репосты в случае раскаяния обвиняемых
Представители Русской православной церкви выступили с заявлением, в котором призывают завершать большинство дел об оскорблении чувств верующих примирением. Но только в том случае, если обвиняемый готов раскаяться. И этот призыв прозвучал в тот момент, когда резонанс вызвали сразу несколько громких разбирательств. К суровым обвинениям приводили необдуманный репост или банальный лайк.
Студент-кинематографист Даниил Маркин когда-то лайкнул мем, где герой эпопеи "Игра престолов" изображен как на иконе. Теперь он тоже под следствием.
Бездумное сохранение мемов от ответственности, как известно, не освобождает. Но, по мнению представителей Русской православной церкви, "несимпатичность" мема все же не повод сажать всех подряд за решетку. РПЦ выступила за смягчение 148-й статьи Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание за публичное богохульство. Предлагается закрывать дела с формулировкой "за примирением сторон". Ведь изначально цель – защитить верующих, а не заполнить тюрьмы интернет-пользователями. Тем более если обвиняемый раскаивается.
Представители других конфессий согласны: нужно делать поправку на инфантилизм интернет-поколения.
Интересно, что по статье об оскорблении чувств верующих за пять лет не было ни одного реального срока. Максимум – исправительные работы или штрафы. В отличие от других стран мира.
Начнем с Европы. Самые суровые законы – в Австрии, Германии, Греции, Ирландии, Норвегии, Польше, Финляндии. На Мальте, где католицизм – государственная религия, в 2008 году обвинения в публичном богохульстве были выдвинуты 621 раз. В Азии и Африке – еще более жесткое наказание. В Саудовской Аравии, например, за кощунство предусмотрена смертная казнь.
Мария сохранила на своей странице 4 чужих коллажа на религиозную тематику. Причем сделала это еще три года назад, а сегодня это вдруг кого-то оскорбило, на девушку написали заявления. Теперь за интернет-мемы ей грозит до 5 лет тюрьмы – сразу по двум статьям.
Но проблема в том, что в России нередко оскорбление чувств верующих подгоняют под более суровую статью - экстремизм. А это уже не невинные шутки, а реальные сроки. И как раз об этом на "Прямой линии с президентом" и говорил писатель Сергей Шаргунов.
"Где есть откровенные призывы к насилию, там можно говорить о противоправности, к чему призывает человек, а там, где есть шуточки, надо успокоится всем и перестать эту охоту на блогеров", - сказал он.
В Госдуме сейчас рассматривают законопроект, который должен частично декриминализировать эту статью УК. Чтобы сердечко во "ВКонтакте" или "палец вверх" в Facebook не стали путевкой в тюрьму.