Version: 0.1.0

Он сказал, что должен убить меня: в Южной Осетии вспоминают ужасы войны 2008 года

Сегодня в Цхинвале, в 10 годовщину грузинского нападения, открыли новый памятник защитникам Южной Осетии. Именно эти два разведчика 8 августа 2008-го на подступах к столице первыми вступили в бой с войсками агрессора. Майор Багаев и капитан Джиоев погибли, сдерживая наступление многократно превосходящих сил.

Вспоминают сегодня и российских миротворцев. На траурных акциях, которые проходят по всей республике, жители подчеркивают: если бы не Россия, Южной Осетии сейчас бы просто не существовало.

Уже 10 лет в Цхинвале если и стреляют, то раз в году — в память о погибших миротворцах, которые сдержали натиск грузинских танков с легким оружием в руках. За первые сутки российские миротворцы отразили множество атак. Уничтожили 6 танков и несколько бронемашин. Но вынуждены были отступить, очень важно было позаботиться о мирных жителях.

Оставаться наедине с грузинскими военными, без защиты миротворцев, для жителей Цхинвала означало практически неминуемую гибель. "Когда стрельба ненадолго прекратилась, я решила перебраться в дом родителей, там меня поймали и повезли убивать. Его звали Джиа, он был из Эредви. Он приставил нож к моему горлу. Он сказал, что должен убить меня. Но Бог помог мне", — вспоминает местная жительница Этери Арсенидзе.

Этери Арсенидзе находилась в другой стороне Цхинвала. Там российских военных не было, и жителям города приходилось рассчитывать только на себя. И таких историй здесь сотни. В самом страшном положении оказались больницы. Помощи ждать неоткуда, убежать тоже не получится. Многие пациенты просто не ходят. При этом любой снаряд может разрушить здание.

Несмотря на огромное количество свидетельств, видеозаписей и фактов, Грузия тогда заявила о том, что именно Россия напала на нее. О целенаправленной попытке уничтожения миротворцев и обстреле жилых кварталов из артиллерии и установок залпового огня, что вообще-то является военным преступлением, — ни слова. И только когда российские войска начали операцию по принуждению Грузии к миру, Саакашвили занервничал.

Уже сейчас, в 2018-м, спустя 10 лет, Михаил Саакашвили заявил, что если бы он мог вернуться в 2008-й, то обязательно отозвал бы еще и грузинский контингент из Ирака, чтобы усилить армию. А это почти 2000 человек, обученных американцами. Вера Саакашвили в помощь из-за океана была безграничной. Уже через год после 5-дневной войны ЕС официально признало: развязала ее именно Грузия. И если бы не российские войска, Южной Осетии, да и Цхинвала, сейчас бы не было.

Он сказал, что должен убить меня: в Южной Осетии вспоминают ужасы войны 2008 года