Родители приемных детей забили тревогу из-за инициативы об ограничении усыновления
Тысячи россиян, решившие открыть свое сердце и двери собственного дома для воспитанников детских домов, сбиты с толку новыми инициативами по усыновлению, которые вынесли на обсуждение. На прошлой неделе в Министерстве просвещения высказались за ограничение "не более восьми детей в семью". А накануне отыскали законопроект, который и вовсе разрешает брать только троих. Запрет должен исключить из процесса усыновления тех, для кого дети становятся источником дохода.
Такое нечасто увидишь: у Александра Горелова так много детей, что перед ответом на вопрос "так сколько?" их надо пересчитать. Получается: 34. Шестеро своих и 28 приемных. Хотя на "своих" и "чужих" здесь никого не делят. Они с женой еще в лихие 90-е начали подбирать на улицах беспризорников, тогда это явление цвело пышным цветом. Так до сих пор не могут остановиться: по мере того как старшие дети вырастают и создают свои семьи, Александр и его супруга берут "на освободившиеся места" воспитанников из детских домов. Причем их новые дети – подростки, на которых "нет спроса".
"Маленьких детей разбирают, а с этой категорией детей мы вошли в пилотный проект по созданию приемных семей. Это наше призвание, образ жизни, мы не жалеем об этом ни разу", — говорит приемный отец 34 детей Антон Горелов.
Но вот буквально вчера занятие музыкой прервало обсуждение инициативы Министерства просвещения: не больше трех приемных детей в одни руки. Вот такой проект распоряжения ведомство направило "на места". Горелова, женщина, воспитавшая 34 приемных ребенка и не собирающаяся на этом останавливаться, цифрой 3 оказалась весьма озадачена. Она сама юрист и хотела бы видеть новый закон о приемных семьях более гибким, с индивидуальным подходом.
"Надо чтобы все эти органы опеки, КДМ, ПДМ и так далее, чтобы они очень хорошо и пристально сначала присмотрелись к семье, разговаривали с людьми, только тогда принимались решения о составе семьи, нельзя однозначно говорить про то, что больше трех детей быть не должно", — говорит она.
У Светланы Коротковой приемных детей 10, и она делится с нами страхами: сначала она и другие такие же матери подумала, что дело может коснуться уже имеющихся приемных детей. Но даже потом, когда стало ясно, что речь идет про будущее, полной ясности картины так и не наступило.
"Они все братья и сестры, это только треть моей семьи, мне что их, разлучать? О чем тут идет речь, вообще не до конца понятно", — говорит Светлана Короткова.
Эксперты, поясняя странную, на первый взгляд, инициативу Минпроса, говорят о том, что таким образом вроде бы пытаются отсеять недобросовестных родителей. Ведь при усыновлении или принятии ребенка в семью государство готово хорошо заплатить. Помимо разовых выплат, усыновителям положены различные льготы и случаи мошенничества с деньгами не так уж и редки.
В Челябинске, например, многодетного отца Игоря Мотыгина, воспитавшего 60 сирот, сейчас обвиняют в присвоении денег, положенных одному из подростков. На сумму 310 тысяч рублей. Наделало много шума дело Светланы Дель из Подмосковья. Из ее семьи с громким скандалом изъяли 10 детей по подозрению в жестоком обращении. А мужа и жену из Кемеровской области и вовсе признали виновными в убийстве двоих приемных подростков. Но уполномоченная по правам ребенка Анна Кузнецова уверена: в этой чувствительной проблеме приемных отцов и детей слишком много нюансов и оттенков и без широкого общественного и экспертного обсуждения принимать решений не стоит.
Анна Кузнецова, уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ:
"Не в количестве детей проблема, проблема в подборе и сопровождении семьи, в специалистах, которые занимаются и решают эти вопросы, проблема в тех инструментах, которые выбраны в поисках ответа на вопрос: благополучен ли ребёнок в семье, счастлив ли он?"
Приемные родители, своим примером доказывающие, что по-настоящему дети могут быть счастливы только в семьях, устроили в интернете настоящий флэшмоб под девизом: "Четвертый не лишний!", резонанс получился громким, и уже в понедельник министр просвещения выступила с заявлением: "коллеги с ограничениями поторопились"
"Я категорически против количественного сокращения до трех детей, указанного в проекте. Это неверный подход, и он, как и весь документ целиком, не был согласован ни со мной, ни с Министерством просвещения, состав которого формируется. Разработка документа велась Министерством образования и науки России, от чьего имени он и был разослан для сбора мнений регионам", — сказала министр просвещения Ольга Васильева.
По всей видимости, никакого лимита помимо существующего —"желательно не более восьми детей в семье" — больше не появится. Но и приемные родители, и эксперты, и чиновники все-таки сходятся в одном: проблем в деле усыновления пока больше, чем всем хотелось бы.