Со слезами на глазах: как Россия простилась с Иосифом Кобзоном
2 сентября Россия прощалась с народным артистом СССР Иосифом Кобзоном. Траурная церемония состоялась в концертном зале имени Чайковского в Москве.
Сам певец называл его сцену одной из самых любимых и счастливых для себя площадок, наряду с Колонным залом Дома союзов и Кремлевским дворцом.
"Трудно найти слова, чтобы выразить горечь утраты, несогласие с тем, что мы потеряли…Нет, мы не потеряли, потому что память о нем будет. Он провожал нас в полет, он встречал нас, и вообще космодром без его участия мы не представляем", - заявила первая в мире женщина-космонавт, депутат Госдумы Валентина Терешкова.
Без участия Кобзона вообще невозможно представить не только всю нашу эстраду за последние полвека. Его личность переросла рамки сцены и песни. Кобзон был "гражданином своей страны". В каких бы обстоятельствах страна ни оказывалась, везде появлялся Кобзон: пел, помогал раненым, выводил заложников в 2002 году на Дубровке и помогал семьям, кого коснулась эта трагедия.
Лидер коммунистов, депутат Геннадий Зюганов, вспоминая заслуги Кобзона, заявил, что считает его одним из самых храбрых людей в стране.
Люди с цветами все шли и шли. По словам организаторов, отдать любимому певцу последний поклон и проводить его в последний путь пришли 6 тысяч человек.
Президент России Владимир Путин положил на сцену букет роз, а потом подошел к семье артиста выразить соболезнования семье. Они долго беседовали, а в зале в это время звучала мелодия песни "Журавли".
Воспоминаний о гранях его таланта хватило бы на несколько сюжетов. Он отрабатывал 3-4 концерта в день, порой на разных площадках. Именно "отрабатывал", потому всегда пел только вживую.
"Он никогда не пел под фонограмму, он никогда не жил под фонограмму, жил как великий человек, как великий артист, сын своей Родины", - заявил Михаил Швыдкой.
Кобзон умел и дружить, и помогать не только тем, кого давно знал, но и порой совершенно незнакомым людям. По словам певицы Валерии, когда она приехала из Саратовской области, Кобзон взял ее в свой класс и "определил ее путь".
Заслуженный артист России Владимир Винокур, как и многие другие на траурной церемонии, не смог сдержать слез. Он вспомнил, как Кобзон пришел к нему на помощь после страшной аварии в Германии.
"Я попал в аварию в Германии. Мне хотели ампутировать ногу. Иосиф прилетел и спас меня", - сказал Винокур.
Проститься пришли все знаменитости российского шоу-бизнеса, например Алла Пугачева, о сложных взаимоотношениях которой с Кобзоном говорили давно. Примадонна общаться с прессой отказалась, но другие звезды, причем из разных музыкальных направлений, не сговариваясь, называли Кобзона "учителем" и "примером".
Песни в его исполнении и сама личность Кобзона стали связующей нитью для нескольких поколений. Проститься с легендой пришли и те, кто ходил на его концерты еще в 60-е, и те, кто услышал и сразу полюбил Кобзона только в XXI веке.
Отдельная страница в его жизни – взаимная и долгая любовь с его малой родиной, Донбассом. В последние четыре года после государственного переворота на Украине и начавшейся гражданской войны он переживал за родной край особенно остро. По злой иронии судьбы и на его похоронах вспоминали об отголосках донбасской трагедии.
О том, что семья была для него понятием святым, знали многие, но с его детьми широкой публике познакомиться не довелось, они выбрали стезю непубличную, но при этом всегда гордились своим отцом – великим артистом.
Когда гроб с телом артиста вынесли на улицу, из динамиков зазвучала песня Фрэнка Синатры "My way", которую Иосиф Кобзон очень любил и уже в конце жизни перепел на русском языке.
Под слова "Я не жалею ни о чем, это был мой путь!" траурная процессия отправилась в путь последний для великого артиста.