Международная книжная ярмарка открылась на ВДНХ: в чем странности современной литературы
В Москве на ВДНХ открылась грандиозная Международная ярмарка книг. Свои новинки представили сотни издательств со всего мира — настоящий рай для букиниста, где каждый сможет найти для себя все, от переизданной классики до совершенно не известных ранее авторов. Но зачастую среди ярких и действительно интересных произведений прослеживается массовый тренд — а именно попытка перечеркнуть исторические факты и создать у подрастающего поколения искаженное представление. Кинокритик РЕН ТВ Николай Никулин изучил материал.
Это какое-то букеровское помешательство — желание прослыть оригиналами. Писатель Эндрю Миллер, например, в своем романе "Казанова" нескромно изобразил главного героя увядающим, потерявшим былое амурное величие стариком. Это же очень легко — взять известного персонажа, скажем, Ахиллеса, и представить его извращением, а Одиссея — сумасшедшим. Бумага все стерпит, а читателя кто пожалеет?
Случай Пэт Баркер лишь подтверждает тенденцию: авторам интереснее домысливать. Подумаешь, в фильме "Троя" греки во главе с гладко выбритым Брэдом Питтом захватывают Трою за считаные недели, тогда как война длилась 10 лет. С историей можно делать все что душе угодно. Надпись "основано на реальных событиях" не несет ответственности. Все равно никто не заметит выдумки.
"То, что больше всего бросается в глаза, это, конечно, стрижки и прически. Когда смотришь сериал "Викинги", хочется сказать: интересно, а сохранилась с тех дремучих времен та цирюльня, в которой делали модные стрижки? Если да, то мне бы очень хотелось узнать, как можно каменным топором добиться такого эффекта. Ну, конечно, у викингов были не каменные топоры, но эффект удивительный", — отметил культуролог Арсений Дежуров.
В голливудской картине "Мумия" три великие пирамиды соседствуют с Луксорским храмом, который, вообще говоря, находится далековато от современного Каира. Но зрителю же нужно продавать сувенирную продукцию: так, чтобы фигурки всех достопримечательностей помещались на одной полке. А уж как идеализировали пиратов в массовой культуре: начиная с Джона Сильвера и заканчивая капитаном Джеком Воробьем. Да, на самом деле они не носили платков на голове, татуировок, попугаев на плече. Но выглядит красиво.
Если для прибыли выгодно на роль Ахиллеса в мини-сериале "Падение Трои" пригласить чернокожего актера Дэвида Кваку Асамоа Гяси, то почему нет? Это всего лишь бизнес.
"Там не нужны сложные сюжетные линии, не дай бог, глубокие, двоякие, те, которые можно истолковать по-разному. Должно быть все просто. Должны быть схемы. Они эксплуатируются, а потом очень качественно исполняются, со всеми эффектами. Это просто, понятно, а все остальное развлечение", — рассказал режиссер Егор Кончаловский.
А в фильме "300 спартанцев" на маленькую Грецию нападает армия персов, в составе которой демоны и фантастические существа.
Подумаешь, президент Линкольн охотится на вампиров, а героини женского романа "Гордость и предубеждение" сражаются с зомби. К чему все эти скучные исторические реалии, если можно хорошенько заработать на дешевом мифотворчестве? В этом массовая культура преуспела.
Не удивительно, что сегодня, когда мы слышим имена Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, всплывают образы черепашек ниндзя, а не художников эпохи Возрождения. А уж имя Гомер прочно ассоциируется с мультипликационным Гомером Симпсоном, а не древнегреческим поэтом.