Version: 1.0.2

Первый после Бэнкси: в Москве прошла первая выставка художника Шепарда Фейри

Кто-то считает его волшебником современного искусства, а кто-то называет вандалом без вкуса. В Москве экскурсию по собственной экспозиции провел Шепард Фейри — "первый после Бэнкси", как его еще называют. Популярный художник впервые выставляется в Москве, но свой след на облике столицы он уже точно оставил.

В монтажнике-высотнике, спустившемся с торгового центра в Москве, едва ли кто-то узнал легенду стрит-арта. На здании "Атриума" и на стене самого старого трамвайного цеха Москвы культовый американский художник Шепард Фейри нарисовал по граффити.

Вряд ли ситуация с грязными руками на светском мероприятии для Шепарда — форс-мажор. А вот сама выставка, первая в России, именно так и называется.

"Очень много форс-мажоров в мире. Для меня победа Трампа на выборах была неожиданной — это форс-мажор. 9 сентября — форс-мажор. Ураганы. Спонтанные забастовки. Я, как художник, смотрю на мощные примеры истории, которые дают мне инструменты, чтобы отвечать на вещи, которые происходят сейчас. Я постоянно адаптируюсь к форс-мажорным ситуациям или создаю их сам. Я думаю, что восторг вокруг постера с Обамой и постера с Андре Великана Руссимоффа был очень неожиданным", — говорит художник.

Обе эти работы представлены на выставке. Но успех постера с Бараком Обамой "Надежда" пока не удалось затмить. Этот плакат, который даже не был создан штабом Барака Обамы, неожиданно стал популярным и использовался на протяжении всей предвыборной кампании. Правда, затем последовали долгие судебные тяжбы с агентством, у которого было позаимствовано фото. В 2007 году Шепард нарисовал постер Владимира Путина для журнала "Тайм". У работ художника русские корни — советский конструктивизм.

Шепард и Бэнкси, по сути, просто выбрали разный стиль поведения: один никогда не показывал свое лицо, другой лично проводит экскурсии перед камерами. Но проблемы интеллектуальной собственности касаются и того и другого.

На персональной выставке Фейри представлено почти 300 экспонатов — это наклейки, постеры, трафареты, иллюстрации. От острых политических высказываний до музыкальных пристрастий автора. Зураб Церетели первым оставил восторженные комментарии.

Стрит-арт — это вандализм или искусство? Вопрос, над которым сегодня вряд ли кто-то будет размышлять серьезно. Ведь это давно не про тех, кто рисует под покровом ночи, а потом скрывается от полиции. Это про то, что оживляет города и, конечно, принадлежит народу всего мира. Хотя и создано одним автором.

Первый после Бэнкси: в Москве прошла первая выставка художника Шепарда Фейри