Бывшему узнику концлагеря вместо квартиры предложили дом престарелых
В Псковской области бывший узник концлагеря стал заложником человеческого равнодушия. Пожилой мужчина, прошедший ужасы нацистских лагерей, не думал, что нечеловеческие условия будут ждать его и в послевоенной жизни. Каждый день 82-летний ветеран живет в полном кошмаре в привокзальной пристройке без отопления и воды. И так почти полвека. И вот местная администрация, наконец, предложила свою помощь, но вместо долгожданной квартиры посоветовала пожилому мужчине отправится сразу в дом престарелых.
Одинокий мужчина, тяжело вздыхая, в полумраке смотрит на застывшие стрелки старинных часов. Как будто время остановилось в этой тесной каморке. Дневной свет не проникает даже сквозь огромные окна. Лампочки нет, а телевизор повернут в сторону — он уже давно не работает. Расписание проходящих мимо поездов Михаил Лобанов знает наизусть. "Станционный смотритель", как его называют местные, уже больше сорока лет живет на станции "Выдумка" в бывшем помещении для багажа. И, кажется, уже окончательно сросся со своим одиночеством.
Год назад у Михаила Ивановича отказали ноги. Он почти не встает. Сам не может даже дойти до колодца, чтобы набрать воды. Туалета, а тем более водопровода, в его крохотной комнатушке нет. Как и отопления. Печка разрушена, пенсионер каждый год собирает ее буквально по кирпичику. Но зимой все равно холодно так, что даже вода на кухне замерзает.
Так и живет один в затворничестве, словно в клетке с тюремными решетками, пожилой ветеран. Еще и шутит: зато на свободе. В 1943-м "Выдумку" захватили фашисты. Семилетнего Мишу вместе с родителями отправили в концлагерь. Ветеран вспоминает, голодали по несколько дней и все время мерзли в холодных бараках. После победы в 1945-м вернулись. Михаил Иванович отучился в Ленинграде и устроился на железную дорогу стрелочником. Мама умерла, родительский дом сгорел. Мужчина женился и переехал сюда, думал, что на время.
Жена умерла, а он так и остался жить здесь. Вырастил трех дочерей, которые и посоветовали отцу написать главе района. Ведь как несовершеннолетнему узнику концлагерей, а тем более инвалиду второй группы, ему полагается жилье. Но в соцзащите посоветовали даже не заикаться о переезде в новый дом: живите так.
"К нам приезжала бригада из собеса, осмотрели помещение, сказали, некоторые еще хуже живут, требуется косметический ремонт, и можно жить", — рассказывает дочь ветерана Нина Гвоздева.
Глава района лично прочитал письмо ветерана. И даже написал ему ответ, в котором назвал его 235-м в очереди. Программа для обеспечения жильем несовершеннолетних узников приостановлена в 2010 году. Денег на улучшение жилищных условий нет. А даже если бы и были, очередь до Михаила Ивановича дойдет еще не скоро. А пока чиновник предложил переехать мужчине в интернат.
Но 235-й отказался. И посоветовал главе района отправить в интернат своих родных. А он уж лучше как-нибудь так пока перезимует в своей келье под стук колес проходящих мимо поездов, пассажиры которых увидят из окон вагона на станции "Выдумка", как псковский "станционный смотритель" в очередной раз попытается починить печку. Специально такое не придумаешь.