Как работает система безопасности на корабле "Союз"
После аварии на корабле "Союз МС-10" Россия приостановила все пилотируемые запуски. В ближайшее время на МКС никто не полетит, ведь "Союзы" остаются единственным способом доставки людей на орбиту. В эти ракеты верили и у нас, и на Западе, но в последние семь лет число аварий с ними резко увеличилось.
После фразы "авария носителя" трансляция запуска "Союза МС-10" прервалась, но мы можем восстановить то, что происходило дальше. Командир расчета запуска, которого на космодромах называют "стреляющий", сказал нажать "САС". Почти как сигнал бедствия SOS, только гораздо эффективнее.
"Система аварийного спасения" срабатывает мгновенно. Она располагается на самой верхушке космического корабля и напоминает мачту, увешанную реактивными двигателями. При внештатной ситуации система отделяет отсек с космонавтами от "взбрыкнувших" ступеней-двигателей и уносит его вверх и в сторону на безопасное расстояние. При этом САС может сработать на любом этапе – от нулевой отметки, то есть еще до старта, вплоть до выхода на орбиту. Инженер-конструктор космической техники Владимир Бугров рассказывает, что система настолько надежная, что с момента создания еще на заре космической эры практически не менялась.
"Эта система со времени своего проектирования претерпела совершенно незначительные, маленькие изменения. После того, как часть головного обтекателя уводится в сторону и на определенную высоту, спускаемый аппарат отделяется от бытового отсека и выходит из этого сооружения и спускается по баллистической траектории", - говорит инженер-конструктор космических систем.
Космонавты живы. После "аварийного отстрела" их капсула вернулась на Землю, за семь километров до поверхности сработала система парашютов - все, как конструкторы прописали. Алексей Овчинин и Ник Хейг провели в полете не более трех минут, примерно на 160-й секунде после старта, по предварительным данным анализа телеметрии, разрушилась вторая ступень ракеты-носителя "Союз-ФГ". В причинах отказа разгонного блока разберутся только специалисты, после того, как "тщательно покопаются" в целом ворохе данных. Есть версия о плохом креплении боковых двигателей второй ступени.
Подобный инцидент уже был в практике мировой пилотируемой космонавтики. В 1975 году при запуске "Союза-18-1" не сработали двигатели последней, третьей ступени. Система САС сработала тогда впервые, и кораблю пришлось выполнять так называемый "суборбитальный полет" – аппарат спускался на Землю с высоты примерно 170 километров. Впервые в истории космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку – 21G, перенесли даже кратковременную остановку сердца, но остались живы.
26 сентября 1983 года экипаж корабля "Союз –Т-10-1" в составе Владимира Титова и Геннадия Стрекалова и вовсе даже не успел взлететь. Ракета-носитель взорвалась прямо на стартовом столе из-за неисправности в системе смазки газогенераторов первой ступени. Подробности, конечно, выяснили гораздо позже, но тогда "стреляющий" увидел языки пламени просто "в перископ" и успел отдать команду "нажать САС" буквально за секунду до, возможно, трагического исхода. Титов и Стрекалов приземлились всего в четырех километрах от места аварии, а ракета еще долго догорала в специальном желобе. Легендарному "Гагаринскому старту" понадобился капитальный ремонт.
Об этих "авариях носителя" широкой публике не сообщали, все подробности были строго засекречены. Сейчас вся картинка аварии как на ладони, имеется даже статистика: ракету-носитель "Союз" в различных модификациях эксперты называют высокоаварийной - 6 инцидентов за последние 7 лет. Разработчика двигателя НПО "Энергомаш" из подмосковных Химок и самарское предприятие ПАО "Кузнецов", где двигатели производят, и самарский же завод "Прогресс", где производят сборку ракет, ждут проверки. По мнению экспертов, нужно искать решения для выхода всей нашей космической отрасли из системного кризиса.
В художественных фильмах астронавтов и космонавтов в нештатных ситуациях спасает, как правило, голливудская харизма или русская смекалка, но на практике все дело в правильно и вовремя сработавшей системе аварийного спасения. На американском Challenger, у которого при старте в январе 1986 года взорвался топливный бак, она отсутствовала, хотя могла бы спасти жизни семи астронавтов. Появилась она на шаттлах только после этой трагедии. А вот новый российский корабль для следующей экспедиции снова выйдет на старт вместе с привычной САС. Правда, это случится только после тщательного расследования причин сегодняшней аварии.