Центральный Манеж готовит масштабную выставку "Сокровища музеев России"
В Центральном Манеже идут последние приготовления к беспрецедентной по своим масштабам выставке. В одном месте в самом центре Москвы впервые собрали "сокровища музеев России". Чтобы сделать редкую экспозицию, кураторы проехали полсотни городов, исколесив в общей сложности 150 тысяч километров. И вот теперь любой желающий может увидеть всю палитру русского искусства – от иконописи до неизвестных работ Айвазовского.
Безупречные линии, яркие краски, тончайшая игра полутонов – в таком первозданном виде Богоматерь Боголюбскую, одну из самых древних икон на Руси, не видели несколько веков. Настоящая – еще на реставрации, а вот на эту ее единственную точную копию всего через два дня смогут посмотреть все. Вот еще – тут уже подлинник. Преподобный Сергий Радонежский, 17 век, из Ярославского музея.
"Интересна она тем, что здесь довольно много в клеймах повествований – живописных повествований – о детстве преподобного Сергия. Она занесена во все каталоги – и мировые, и российские", – говорит митрополит Псковский и Прохоровский Тихон.
Редкие иконы и неизвестные шедевры знаменитых русских художников привезли из музеев со всей страны – от Калининграда до Владивостока. Пятьдесят городов, триста произведений – от Рюриковичей до наших дней. Такую масштабную панораму русского искусства – из региональных коллекций – собрали впервые.
"Проблема одна – у них очень ограниченные выставочные пространства. Они не показывают и половины того, что достойно внимания", – отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Кураторы подсчитали – чтобы выбрать экспонаты, проехали по стране 140 тысяч километров. Грандиозные исторические полотна, изысканные натюрморты, живописные русские пейзажи – от севера до юга. Тут все жанры – и даже такие, о которых неискушенный зритель и не слышал. Например, парсуна – ранний русский портрет.
"По технике это нечто среднее, еще переходное, между традициями иконописи и живописным портретом. Вот это – Наталья Кирилловна Нарышкина, мать Петра Первого", – рассказывает митрополит Псковский и Прохоровский Тихон.
Даже для экспертов Третьяковской галереи – это они решали, какие картины забрать на выставку в Москву, – в запасниках местных музеев оказалось много любопытного и неожиданного. Там есть и работа Айвазовского. Легендарный маринист получил необычный заказ – написать четыре картины о четырех временах года. И взял за них Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Сохранилась только одна – "Зимний обоз в пути". Ее привезли из Смоленска.
А вот картина Боголюбова "Иллюминация Кремля" в честь коронации Александра Третьего. Можно сказать, исторический документ. Портрет мятежного иранского принца Муртазы Кули-хана, который сбежал в Санкт-Петербург, возможно, заказала сама императрица Екатерина Великая.
"Эта выставка, которая продлится три недели, может стать самым настоящим учебником по истории русского искусства", – говорит организатор выставки "Сокровища музеев России" Иван Есин.
Такая экспозиция первая, но не последняя. Очередные выставки уже запланированы на два года вперед. Организаторы обещают – покажут не только русские, но еще и европейские шедевры.