Version: 0.1.0

Легендарный балет "Чайка" Ноймайера возвращается в Москву спустя 10 лет

Хореограф лично прилетел в Россию, чтобы следить за подготовкой.

Несмотря на зимние холода, в Москву возвращается "Чайка". На сцене Московского академического музыкального театра Станиславского вновь покажут легендарный балет Джона Ноймайера по одноименной пьесе Чехова. Спустя 10 лет прославленный хореограф лично прилетел в Россию, чтобы контролировать подготовку своего шедевра к выходу в свет.

На репетиции "Чайки" Джон Ноймайер прилетел из Канады, где сейчас работает. Свои спектакли, когда их хотят показать театры мира, легендарный хореограф никому не доверяет. А уж за "Чайкой" следит особенно. В балете по пьесе Чехова Ноймайер не только автор танца. Сценарий, декорации и даже свет на сцене — его идеи.

"Балет — это живое искусство. Не картина, которая висит на стене. Поэтому даже на репетициях в Москве я постоянно делал пометки, что еще можно изменить и улучшить", — говорит Ноймайер.

По первому образованию филолог, Ноймайер всю жизнь страстно влюблен в русскую литературу. Но дословно переводить на язык танца то, что написано в книге, не его стиль. Вот и Чехова он интерпретирует по-своему. Актриса Аркадина здесь прима-балерина, писатель Тригорин — знаменитый хореограф, Нина Заречная — начинающая танцовщица.

Балеты Джона Ноймайера настолько совершенны и всегда актуальны, что не сходят с афиш десятилетиями. Премьера в России прошла в 2007-м. Московская публика, которой есть с чем сравнивать, спектакль не забыла. Поэтому возобновить его, говорят критики, дело беспроигрышное.

Мир актеров и писателей Ноймайер заменил на мир балетный, но все же "Чайку" хореограф поставил близко к тексту. И сохранил главное — чеховскую атмосферу. Знойную неторопливость и очарование русской дачи. А чтобы полнее, точнее, ярче раскрыть характеры героев, даже добавил несколько сцен, которых не было в пьесе.

"Почему так важен именно этот балет Ноймайера? Нашему театру исполняется сто лет. И он носит имя Станиславского. Поэтому мы просто не могли в этом сезоне обойтись без пьесы Чехова. Их имена неразделимы", — говорит художественный руководитель балета Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Лоран Илер.

Балетная труппа для Ноймайера — это не просто артисты, которые танцуют. Он требует от каждого: персонаж на сцене должен быть настоящим, реальным. Таким, чтобы зритель в него поверил. Поэтому балетмейстер внимателен к мельчайшим деталям, эмоциям, нюансам движений.

"В этом спектакле, мне кажется, мы даже не думаем о технике, потому что живем своими персонажами. И самое главное — пронести историю и создать этот дух между нами всеми", — поведала артистка Валерия Мухнова.

Этот балет, как и пьеса Чехова, настолько многогранный, что одним композитором было не обойтись. Партитура — виртуозное сочетание музыки Скрябина, Шостаковича, Чайковского и Эвелин Гленни.

"Ноймайер — один из самых музыкальных постановщиков и балетмейстеров. Который очень любит, знает любую музыку. Не только классическую. И во всех его спектаклях музыка — это одно из главных выразительных средств", — отметил заслуги постановщика главный дирижер театра Феликс Коробов.

Даже если репетиция была идеальной, Ноймайеру всегда есть что сказать труппе. Замечания мастера лаконичны и точны — перед спектаклем танцовщики ловили каждое его слово. Чтобы когда открывается занавес, на сцене все было по-ноймайеровски. То есть безупречно.

Легендарный балет "Чайка" Ноймайера возвращается в Москву спустя 10 лет