Бросившую ребенка в подъезде в Щелкове мать могут лишить родительских прав
Неожиданное продолжение получила история, вызвавшая широкий резонанс в стране. Речь идет о судьбе полуторагодовалого малыша, которого нашли в подъезде одного из домов в подмосковном Щелкове. Его оставила там собственная мать, которую долго не могли разыскать. Когда ее задержали, выяснилось, что она занималась проституцией и находилась в России нелегально. Расследование продолжалось несколько месяцев, малыша приютила настоящая семья, для которой мальчик стал родным.
Наконец суд вынес решение, которое, честно говоря, кажется странным. Горе-мать выпустили из-под стражи, при этом оставив ей шанс забрать ребенка. За этим приговором, по большому счету, кроется колоссальная системная проблема, связанная и с существующим законодательством, и с самой системой защиты прав ребенка.
В большой семье, как известно, "клювом не щелкай", но за этим столом блинов хватит всем. На порозовевших щечках Сережи проступает здоровый румянец. Кажется, что за свою еще пока короткую жизнь он не был так счастлив. Столько игрушек уж точно никогда не видел. Не выпуская из рук тягач, щиплет названого брата за ухо и от души улыбается во весь рот. Так уж получилось, что свое первое слово, о котором мечтают большинство родителей, он сказал совершенно "чужим" людям.
"Через неделю сказал "мама" и "папа". Я сомневался сначала, а потом он влюбил нас в себя", — говорит отец.
И любовь эта взаимная. За два месяца дом опекунов стал для Сережи родным, а все, кто живет под его крышей, — семьей. Перемены произошли не только в жизни мальчика, но и в его поведении. Когда Фатих и Алевтина впервые его увидели, он был до смерти напуган и боялся каждого шороха.
По мальчику было видно, что за два неполных года он пережил столько, что не каждый взрослый выдержит. 14 октября совсем один, голодный, в грязной одежде в подмосковном подъезде, Сережа плакал во весь голос и звал маму. Таким впервые увидела его Людмила Феофанова. Она и сообщила полиции о брошенном малыше.
Но мама не услышала и не пришла. Татьяна Гринишак рассказала следователям, что бросила больного ребенка осознанно. Якобы хотела для него лучшей жизни. Постоянно ругалась со своим мужчиной, вот и сорвалась. Она уехала в Саратов к подруге. Полицейские нашли ее на вокзале: женщину обвинили сразу по двум статьям: "Неисполнение родительских обязанностей" и "Оставление в опасности". На суде стало известно, что Татьяна — гражданка Украины, нарушила все миграционные законы: нигде не работает, занималась проституцией, у нее нет ни жилья, ни медицинской страховки. Щелковский районный суд признал Татьяну виновной и оштрафовал на 40 тысяч рублей. Заседание по лишению ее родительских прав должно состояться только 21 января.
"Мы можем только предполагать, что это была за жизнь у него в этих всех условиях, и не очень понимаем, куда мы будем подавать ребенка, хотя по закону мы обязаны отдать его законному представителю, то есть матери", — отметила уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова.
И неважно, где Сереже будет лучше. Решать не ему и даже не российским органам опеки. Татьяна — гражданка Украины. А значит, родная мать может в любую секунду забрать малыша и уехать на родину, помешать ей по закону никто не сможет.
Являясь гражданкой Украины, мать не может быть в России лишена родительских прав, потому что у нее нет ПМЖ.
В той же Финляндии этот факт никому не помешал бы разлучить ребенка с родной матерью. У родителей отбирают детей за любую мелочь, и неважно, какой страны вы гражданин, — в паспорт никто даже не посмотрит. У одной россиянки забрали 12-летнюю девочку за легкий шлепок, у другой отобрали близняшек за то, что одна из них пожаловалась соседке, что мама отказалась купить ей велосипед. В российском семейном праве другие принципы. Допустимые нормы поведения иностранных граждан, воспитывающих своих детей, нигде не прописаны. Под общий закон для соотечественников они не попадают, а, значит, и решать их судьбы наши соцслужбы не вправе.
По словам уполномоченного по правам ребенка в РФ Анны Кузнецовой, в настоящее время решается вопрос о лишении горе-матери родительских прав. В это время ребенка не будут передавать родной семье.
В квартире многодетной семьи сейчас шумно и громко как никогда. Алевтина шутит, четыре — хороший счет. Ее трое родных детей уже полюбили Сережу. И теперь все желают ему только одного: стать счастливым, вопреки обстоятельствам.