VIP-охота на медведя: законно ли пермский чиновник убивал диких животных в лесах Прикамья
Скандал вокруг пермского чиновника Василия Утробина, которого обвиняют в убийстве спящего в берлоге медведя, обрастает новыми деталями. Ранее главу сельского поселения уже подозревали в незаконной охоте, но тогда дело развалилось, доказать факт браконьерства так и не смогли. Сейчас Следственный комитет проводит новую проверку. Корреспондент РЕН ТВ Кирилл Ольков разбирался в этой истории.
Ворота дома знаменитого на все Юксеево охотника украшают добытые им трофеи. Рядом припаркован внедорожник. Свет горит, но дверь никто не открывает. У главы местного поселения есть проблемы посерьезнее, с журналистами встречаться не хочет. В телефонном разговоре он несколько раз меняет свою позицию. Сначала говорит, что это вообще не он, снимки — фотомонтаж. Потом признается: стрелял, но не в спящего медведя, а в шатуна, которого якобы выманили из берлоги собаки.
Утро в дикой уральской тайге. Снегоход, ружье, подстреленный символ Пермского края. VIP-охотник позирует верхом на только что убитом медведе рядом с его берлогой. На другой фотографии, которая была сделана в прошлом году, он же держит за лапу убитую рысь. Тогда чиновнику пришлось серьезно оправдываться. Он заявил, что снимки подделаны, а доступ к его аккаунту есть якобы у всех его друзей. Доказать факт браконьерства следователи не смогли. В селе Юксеево этого охотника за трофеями знают все. Василий Утробин — глава сельского поселения, вместе с ним на фото бывший топ-менеджер энергетической компании Николай Илюшин. Об их совместных кровожадных вылазках на природу чуть ли не легенды в селе слагают.
Местные жители рассказывают, диких зверей в лесу эта парочка охотников расстреливает чуть ли не раз в неделю. Прошлой зимой якобы за раз убили четыре рыси. А этой, говорят, одним выстрелом уложили спящего в берлоге медведя. Случай для этих мест небывалый. В Юксеево каждый второй мужчина — охотник. В основном стреляют мелкую дичь. А таких животных видели разве что в зоопарке.
Профессионалу, говорят местные, не нужны ни разрешения, ни лицензии на отстрел. Следственный комитет уже начал проверку законности "царской охоты". Изучают фотографии. Рядом с берлогой нет следов медведя. А значит, его убили, пока он спал.
"Животные беззащитные, численность их сокращается, должно быть разрешение на отстрел медведя, но только на того, который угрожает людям. Здесь видно: берлога, он спящий, конечно, наступает уголовная ответственность", — объяснил адвокат Евгений Черноусов.
По словам пермских охотоведов, прошлой зимой разрешение на отстрел рыси никто не получал, а убийство спящего в берлоге медведя — вообще противозаконно. И с юридической точки зрения и с моральной. На берлоге ведь не написано, кто спит внутри. Там может зимовать и беззащитная самка с потомством. Впрочем, когда и кого из элитных охотников это останавливало?
Это видео появилось в интернете еще в сентябре прошлого года. Кадры меньше всего напоминают охоту. Взрослые мужчины тянут из берлоги подстреленного бурого медведя. Среди охотников и сам губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Ему жмут руки и поздравляют с небывалым трофеем.
Пока Следственный комитет проводит проверку законности охоты, оправдываются все ее участники. И пресс-служба губернатора и он сам. По словам Сергея Левченко, он якобы подстрелил медведя-шатуна, который чуть не расправился с охотниками. Но у экспертов другое мнение. Никаких признаков того, что проснувшийся медведь сам вышел на охоту, нет.
Смог бы Левченко в одиночку справиться с разъяренным медведем, еще большой вопрос. Его охотничьих навыков явно недостаточно для схватки с шатуном. А если будет доказано, что губернатор и его свита убили спящего в берлоге медведя, то фактически это приравняет их к браконьерам, со всеми вытекающими последствиями.
Спускать собак, пристреливаться и охотиться на спящего в берлоге медведя в России запретили 8 лет назад. Наказание за убийство сонного зверя в упор — до двух лет тюрьмы. А если охотников было несколько и они воспользовались своим служебным положением, срок увеличивается до пяти лет. Так что, если будет доказано, что пермский глава поселения и иркутский губернатор использовали свои связи, чтобы пострелять ради забавы и прихоти в спящих зверей, обычным штрафом никто из VIP-охотников точно не отделается.