Украсть за 60 секунд: что известно о подозреваемом в похищении картины Куинджи
Итак, главная новость часа: полиция все-таки поймала подозреваемого в действительно дерзком ограблении Третьяковской галереи. Мужчина на глазах десятков посетителей просто взял и унес картину Архипа Куинджи.
Этим утром в полиции заявили, что злоумышленник пойман. Им оказался 31-летний мужчина, украденное полотно он спрятал в Подмосковье. Уже известно, ранее этого человека задерживали за хранение наркотиков, он также является фигурантом другого уголовного дела, сейчас ищут его сообщников.
Одетый во все черное мужчина, оглядываясь по сторонам, оценивает явно не шедевры живописи, а обстановку. В нашем распоряжении оказались эксклюзивные кадры с камер видеонаблюдения – на них предполагаемый похититель, не скрывая своего лица, в толпе людей проходит через залы и мимо скучающей смотрительницы. Идет целенаправленно. К конкретной картине – "Ай-Петри. Крым" Архипа Куинджи. На глазах у десятков посетителей, также беспрепятственно, преступник снял со стены раму, достал из нее полотно и спокойно покинул зал.
Два крепления на стене и багетная рама – вот и все, что осталось от шедевра кисти Куинджи. Дерзкое преступление в Третьяковке уже назвали едва ли не кражей века. Средь бела дня и прямо на глазах у скучающей охраны. Абсурда ситуации добавляют и противоречивые данные, что полицию в галерею вызвали вообще по факту кражи шубы из гардероба. И только после просмотра записей с камер наблюдения вскрылся весь масштаб потерь.
Из-за большого интереса посетителей к творчеству Куинджи еще накануне Третьяковская галерея продлила время работы выставки. Каждый день с самого утра и до 9 часов вечера у музея выстраивались очереди из желающих. Но сейчас вход оцеплен, внутри работают сотрудники полиции, обыскивая всех выходящих.
До поздней ночи криминалисты снимали отпечатки пальцев, а полицейские составляли фоторобот преступника. Известно, что у похитителя был сообщник – он ждал в машине.
"Полицейскими осмотрено место происшествия, опрошены свидетели и очевидцы, установлены приметы злоумышленников, а также проводится комплекс оперативно-следственных мероприятий, направленный на выяснение всех обстоятельств произошедшего, установление личности, розыск и задержание подозреваемых", – отметила официальный представитель МВД Ирина Волк.
Вопросы у следствия есть и к руководству Третьяковки, которое не предприняло никаких мер защиты. Всего полгода назад от рук пьяного посетителя в галерее пострадала работа Репина "Иван Грозный и сын его Иван": мужчина трижды ударил по картине металлическим столбиком ограждения. Как оказалось, бесценное полотно не было закрыто ни бронированным стеклом, ни даже антивандальной пленкой. После реставрации картину удалось спасти. А вот пейзаж Куинджи может быть утрачен навсегда. И только потому, что "недосмотрели".
Общий объем финансирования галереи – около 1 миллиарда в год. Из них на обеспечение безопасности бесценных шедевров музей тратит меньше 2%. В прошлом году 16 миллионов рублей пошли на 127 камер видеонаблюдения, которым только и остается что фиксировать преступления. Теперь искусствоведы снова требуют усилить безопасность. В самой же Третьяковке в ответ на это работу охраны назвали штатной.
Чтобы исключить вывоз работы за границу, ее срочно внесли в специальный реестр. Но, судя по тому, как действовали злоумышленники, картину явно крали под заказ. На аукционах такую не продашь – пейзаж Куинджи слишком известен. Полотно было застраховано на 12 миллионов рублей. При этом на черном рынке его цена может доходить до миллиона долларов.
"Она может осесть у "черного" коллекционера и будет выведена из публичного пространства на долгое время", – говорит художник-реставратор Константин Маслов.
Что удивительно, несмотря на громкое преступление, выставка Архипа Куинджи продолжит работать в Третьяковке согласно графику. Чем заменят пустующее место на стене, в галерее не уточнили.