6 миллионов жизней: в Москве открылась выставка "Анна Франк. Дневники холокоста"
Шесть юных голосов с темного чердака, из сырого подвала, с территории обнесенных по периметру колючей проволокой гетто. Шесть жизней, которые оборвались, а пожелтевшие листки – уцелели. Случайно, ведь свидетельства собственных преступлений нацистский режим уничтожал самым тщательным образом. Ева, Мэри, Элен, Рутка, Элизабет и Анна - разные измерения одной катастрофы.
В этих записях леденящий ужас зарифмован с надеждами на освобождение и мечтами о цветах, будущей профессии и первой любви. Мечтами, которые разобьются о железные ворота "лагеря смерти" Освенцим.
Дневник Анны Франк будет признан важнейшим документом эпохи, его переведут на 67 языков мира, но сама Анна об этом не узнает никогда.
Семью Франк, которая скрывалась в Амстердаме после анонимного доноса, нацисты затолкали в последний поезд, шедший до Освенцима. Больше голландских эшелонов в этот лагерь смерти не отправляли. Близилась победа. Увидел ее из всей семьи только один – отец Анны, Отто. Все остальные погибли.
"Это наша общая скорбь. Мы воспринимаем эту катастрофу как боль всего нашего многонационального народа, который понес наибольшие потери в годы Второй мировой войны в борьбе с фашизмом и Красная Армия Советского Союза, которые внесли решающий вклад в освобождение мира и Европы от фашизма", - заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.
Проиллюстрировать хрупкие тетрадные страницы и оживить память о погибших сегодня берется современное искусство. У каждого художника своя незаживающая рана и свое, очень личное отношение к Холокосту.
Им не довелось повзрослеть. Как и Анна Франк, Элен Берр погибла в концлагере за несколько месяцев до окончания войны. Охранник концлагеря забил девушку до смерти за то, что та не вышла на перекличку из-за болезни. Одна из последних фраз, написанных ей перед тем, как дневник оборвется навсегда: "Душа и память - только это важно сохранить".