РЕН ТВ покажет, как "прораб" Александр Борджиа управлял Микеланджело
Скандально известного Папу римского Александра VI из клана Борджиа историки сегодня называют тонко чувствующим меценатом. С одной стороны ему приписывают инцест и расправы с неприятелями, а с другой стороны – бесценное наследие, которое оставил после себя глава Ватикана: фрески Микеланджело, Рафаэля, новые земли.
Как говорят дошедшие до нас источники того времени, клана с такой ужасной репутацией как у Борджиа, во всей Италии было не найти: шантажисты Медичи и интриганы Сфорца считались настоящими ангелами по сравнению с ними. Так сложилось, что об этом семействе сегодня говорят либо плохо, либо никак. В эпоху дворцовых заговоров сохранить тогда доброе имя было сложно, однако, как полагает Джереми Айронс, актер, сыгравший роль главы семейства, папа Александр VI вернул к жизни Ватикан и Рим.
"Борджиа был безжалостным, но хорошим лидером. Он знал этот мир изнутри. Он был очень озабочен вопросом становления Рима и Ватикана. Он фактически вернул его к жизни", - считает Джереми Айронс.
В то время Рим 15-го века был не самым приятным городом, по улицам было просто опасно ходить. А сама Италия была разодрана на несколько городов-государств. Сам Борджиа страстно желал объединить страну, используя любые методы, начиная войной и заканчивая дипломатией. И отчасти он этого добился. Для начала вокруг Рима он сплотил Умбрию, Эмилию и Романью, а присоединить остальное завещал своему сыну Чезаре.
Архитекторы и художники, приглашенные Александром, во многом сделали Рим таким, каким мы его можем видеть сегодня. Именно на улицах города художники Рафаэль, Микеланджело и Пинтуриккьо работали по его заказу. Фрески и фасады, созданные лучшими мастерами возрождения, становились декорациями для интриг и заговоров, которыми были пропитаны залы ватиканских соборов и дворцов.
"Мы очень старались, чтобы максимально точно передать эпоху ренессанса. Внешне красивую, но гнилую внутри. Это похоже на фильм ужасов, который разворачивается в самом Ватикане. Дух захватывает от того, в этой прекрасной обстановке свершались такие ужасные вещи", - рассказывает режиссер сериала Нил Джордан.
Сам же Борджия не жалел денег на зодчих и художников, понимая, что даже его дурная слава когда-нибудь пройдет, а искусство останется в веках. И если о темных делах Папы Александра VI историки теперь постепенно забывают, то расписанными по его приказу сводами церквей и выстроенными замками туристы восхищаются до сих пор.