В Третьяковке открылась выставка картин Ильи Репина
Те, кто придет на большую выставку Ильи Репина в Третьяковке, сильно удивятся, когда увидят гвоздь в стене — вместо картины "Иван Грозный и сын его Иван", которую в мае прошлого года повредил дебошир. Для нее специально оставили место, но самого полотна не будет.
Столько работ титана отечественного реализма под одной крышей выглядят совсем нереалистично. Четыре этажа, 50 лет творчества. Один Репин.
Вне шаблонов и клише. Такой, каким его не видели ни в музейных залах, ни на страницах школьных учебников. Тот самый Репин, который экономил на трамвае и обедал супом из сена, вдохновленный "Комаринской" Глинки, писал хрестоматийных "Бурлаков". Репин, интересовавшийся, есть ли краски в раю, и ходивший дорисовывать собственные работы в ту же Третьяковку, пока никто не видит.
"Мы постарались вернуться к настоящему, подлинному Репину. При этом мы стараемся покончить с существовавшими долгие десятилетия достаточно шаблонными взглядами. Посмотрите еще раз на "Не ждали", это же парафраз "Явления миссии народу" Александра Иванова, и это история блудного сына одновременно", — заявила генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
Небольшого роста, с улыбающимся обветренным лицом — слова Чуковского о Репине после знакомства. Позднее он же назовет камнем на шее самодельную палитру, которую художник изготовил специально для левой руки, когда у него отнялась правая. С ней Репин не расстанется до последнего часа.
"По-другому воспринимаются самые знакомые полотна, очень важно, что здесь появились полотна, которые мы в России никогда не видели. Это неожиданный взгляд на Репина, показаны его раздумья, его сомнения, его мысли", — заявила зампред правительства России Татьяна Голикова.
"Иван Грозный и сын его Иван" — главная, правда, отсутствующая работа выставки. После нападения картина находится на реставрации, вместо нее — просто белый квадрат на стене. Но под определенным ракурсом увидеть ее нам все же удастся. Вот прототип Ивана Грозного с той самой знаменитой картины. Коллега по цеху Репина, художник Мясоедов.
Почти с двухэтажный дом, прямиком из Русского музея приехало "Торжественное заседание Государственного совета" — путешествие монументального полотна из Петербурга в Москву превратилось в спецоперацию.
"Вы меня застали перед одной из моих любимых картин. Я хочу рассматривать ее бесконечно. Именно сверху появляется ощущение, что ты там сидишь, просто на галерке. И за ними подглядываешь. Этот что-то не договорил, трое господ явно сплетничают и не по делу, человек, который вдруг оглядывается на нас, — это единственный контакт глаз, явно совершенно видит художника", — рассказывает креативный консультант гендиректора Третьяковки Алена Долецкая.
Репина не смотреть — рассматривать, долго и внимательно, с тем чтобы разглядеть смыслы, характер художника и его невероятную точность. Главное, к картинам близко не подходить. После скандала с Куинджи Третьяковка обещает три кордона охраны и звуковые датчики у каждого полотна.